Недействующий

О Концепции городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2011 N 583-ПП)

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Город Москва по праву относится к лидерам регионального развития малого предпринимательства. Уже с момента зарождения предпринимательского движения в стране городская власть уделяла этому сектору экономики самое пристальное внимание и оказывала ему широкую и активную поддержку, результаты которой сегодня представлены одним из самых развитых региональных сегментов малого предпринимательства.

По состоянию на начало 2008 года в Москве насчитывалось 1501 среднее предприятие, более 214 тыс. малых предприятий и 124 тыс. индивидуальных предпринимателей. На предприятиях среднего бизнеса занято 240 тыс. человек, малого бизнеса - 2046 тыс. человек, что составляет более 35% всего экономически активного населения Москвы. При этом оборот московских малых предприятий в 2007 году превысил 4641500 млн. рублей, что более 30% оборота всех малых предприятий России, а оборот средних предприятий Москвы за тот же период составил более 983 млрд. рублей. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней превысили 392 млрд.рублей, в том числе 73 млрд. рублей в городской бюджет, что составило 6,3% всех доходов бюджета Москвы. Те же показатели по среднему бизнесу составили соответственно 83 млрд.рублей и 19 млрд.рублей.

Достижение высоких результатов в секторе малого предпринимательства Москвы в немалой степени связано с поддержкой малого предпринимательства, которая осуществляется в городе на протяжении многих лет, при этом с 1994 года эта поддержка оказывается на комплексной программной основе. Ежегодно на развитие и поддержку малого предпринимательства направляется в среднем 0,25-0,30% расходов московского бюджета. Следует отметить, что актуальность мероприятий, на реализацию которых направляются эти средства, подтверждается активным участием в них представителей негосударственного сектора, который софинансирует их в объеме, как правило, в 3-4 раза превышающем бюджетное финансирование.

Поддержка малому бизнесу предусматривает широкий спектр услуг и мероприятий, реализуемых в рамках программ по следующим направлениям:

- правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

- пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса;

- имущественная поддержка малого предпринимательства;

- финансовая поддержка малого предпринимательства;

- информирование, консультирование и обучение;

- расширение деловых возможностей малого бизнеса;

- поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства;

- совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Однако в городе сохраняется актуальность решения целого ряда проблем в формировании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.

Наиболее острой остается проблема доступности и обеспеченности малых предприятий офисными и производственными площадями, причем препятствием выступают как высокая арендная плата, так и отсутствие самих площадей. Более половины (58%) предпринимателей считают, что подходящее помещение найти крайне сложно. Наиболее востребованы небольшие помещения офисного типа площадью до 200 кв.м. Средний же метраж одного помещения, используемого предприятием, - 157 кв.м.

Особо критично ситуация в этой сфере складывается в промышленном секторе для малых предприятий. Более половины из них испытывают потребности в дополнительных производственных площадях до 600 кв.м и складских до 300 кв.м, а в целом по Москве такая потребность составляет порядка 5,5 млн.кв.м, притом что общая площадь технопарков в Москве к 2010 году составит около 3 млн.кв.м, т.е. потребность промышленных малых предприятий в производственных помещениях значительно превышает этот показатель. Невозможность решения этой проблемы заставляет все большее количество таких малых предприятий рассматривать целесообразность вывода своего бизнеса за пределы города.

Большинство московских малых предприятий с высоким интересом рассматривают возможность использования помещений в специальных комплексах для малых предприятий. При этом выказывается готовность не только арендовать их, но и принять участие в строительство таких комплексов (около 40% опрошенных).

Концентрируясь на поддержке реального сектора малого и среднего бизнеса в сфере промышленного производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, необходимо продолжить работу по строительству имущественных комплексов для предпринимателей. Объемы этого строительства должны быть не менее 2,0-2,5 млн.кв.м за период с 2010 по 2012 год. Разворачивающийся финансовый кризис может негативно повлиять на достижимость таких планов, когда девелоперские компании практически уйдут с рынка коммерческой недвижимости, а сами предприниматели будут не в состоянии инвестировать свободные ресурсы в строительство. В пессимистическом варианте развития ситуации придется уменьшить плановые показатели до 0,5-1,0 млн.кв.м, притом что городу придется взять на себя дополнительную финансовую нагрузку по строительству имущественных комплексов для малого бизнеса.

Не менее актуальна и проблема финансового обеспечения развития и текущей деятельности малых предприятий.

По данным опросов, около 7% малых предприятий были готовы привлечь на развитие бизнеса от 1 до 5 млн.руб. заемных денег на действовавших на рынке кредитных ресурсов до начала финансового кризиса условиях. На удовлетворение этих потребностей потребовалось бы от 40 до 75 млрд.руб. Потребность в микрофинансовых кредитах (меньших по объему) оценивается в объемах от 16 до 40 млрд.руб. Итого общая потребность малого бизнеса Москвы в кредитных ресурсах оценивается суммой в минимальном значении 55 млрд.рублей, в максимальном значении 115 млрд.руб. Недостаток финансовых ресурсов сдерживает в первую очередь развитие производственного малого бизнеса. Начальные затраты на его открытие превышают аналогичные показатели иных отраслей примерно на треть. При этом следует отметить, что объем необходимых для открытия нового бизнеса средств (стартовая сумма) возросла с 288 тыс.долл. в 2006 году до 374 тыс.долл. в 2007 году.

В результате принимаемых городом мер поддержки в 2007 году субъекты малого предпринимательства Москвы смогли воспользоваться кредитами, займами и лизинговыми услугами на суммы свыше 3900 млн.рублей и получили поручительств на сумму более 1700 млн.рублей. В 2008 году было создано и начало свою деятельность агентство "МИКРОФИНАНС", которое предлагает предприятиям малого бизнеса Москвы кредиты (микрозаймы) до 350 тыс. рублей на срок до двух лет по упрощенной процедуре. В 2008 году микрокредитов будет выдано на 7500 млн.рублей и предоставлено поручительств по ним еще на 4500 млн. рублей, что превышает более чем на три четверти аналогичные показатели предыдущего года. Итого достигнуты показатели удовлетворения потребностей малых предприятий в привлеченных кредитных ресурсах примерно на 20% от оцениваемого на минимальном уровне общего объема.

Тем не менее, несмотря на высокие темпы роста этого вида поддержки, говорить об их достаточности в условиях развивающегося финансового кризиса не представляется возможным. С высокой вероятностью следует ожидать в ближайший период существенных изменений на финансовом рынке (сокращение и удорожание предложения заемных денег при возрастании спроса на финансовые ресурсы), которые могут продлиться, по оценкам некоторых экспертов, от года до трех и более лет. В этой ситуации устойчивость бизнеса многих малых предприятий без масштабной поддержки окажется на критически низком уровне и может привести к банкротству части из них.

Одним из последствий кризиса, который затронет практически все хозяйствующие субъекты, неизбежно станет увеличение числа высвобождаемых сотрудников на тех предприятиях, которые будут вынуждены сокращать свою деятельность. Это в свою очередь окажет стимулирующее воздействие на часть уволенных сотрудников к началу собственной предпринимательской деятельности или поиску работы, в том числе и на малых предприятиях города. В связи с этим можно ожидать в ближайшее время существенное увеличение спроса на образовательные услуги, позволяющие получить необходимые знания в сфере предпринимательства или для овладения новыми профессиями.

Кроме того, около 900 тыс. студентов и 300 тыс. старших школьников столицы стремятся временно трудоустроиться, что наиболее вероятно для этой категории соискателей в сфере малого предпринимательства.

Для производственных малых предприятий Москвы кадровые проблемы особенно актуальны, при этом наибольшее значение имеют:

- высокий уровень заработных плат на рынке;

- сложности с подбором персонала (что, безусловно, связано со следующей по значимости проблемой);

- нехватка квалифицированных специалистов.

Таким образом, проблема дефицита квалифицированных кадров одна из самых острых кадровых проблем для малых производственных предприятий (ее отмечают 72% производственных малых предприятий). Из возможных предложенных мер по улучшению кадрового обеспечения чаще всего предприниматели отмечали помощь по подбору персонала.