Недействующий

Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году (с изменениями на 29 декабря 2009 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.07.2012 N 309-ПП)

ВВЕДЕНИЕ
к Программе дополнительных мероприятий по снижению
напряженности на рынке труда города Москвы


Уровень регистрируемой безработицы, по данным Московской службы занятости населения, в городе Москве на конец 2008 года составил 0,35% экономически активного населения. По данным Мосгорстата, на конец декабря 2008 года 65,0 тыс. человек, или 1,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (по методологии Международной организации труда), что на 20,4% больше сентября 2008 года.

В условиях развивающегося экономического кризиса значительно усугубляется ситуация на рынке труда города Москвы, что сопровождается значительным высвобождением работников.

В IV квартале 2008 года на рынке труда города Москвы наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:

- рост численности сокращенных из организаций работников;

- увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое высвобождение работников (ГОУ ВПО Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, ОАО МГТС Замоскворецкий центр услуг связи, ЗАО "Динамо-Плюс", ОАО "ММП им.В.В.Чернышева", ОАО "Квант", Федеральная таможенная служба, Центральное таможенное управление, Московская северная таможня, Федеральная служба охраны РФ, Войсковая часть N 1473);

- введение режимов неполной занятости в организациях (ЗАО "Москабельмет", ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 13 ВОС", МОАО "Большевичка", ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ").

По состоянию на 31.12.2008 в службу занятости представили сведения о массовом высвобождении 1136 организаций.

Общая численность граждан, предполагаемых к высвобождению составляет 26,4 тыс. человек.

Профессионально-должностной состав, предполагаемых к высвобождению работников и высвобожденных работников, уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориям, характеризуется следующими данными (в скобках - высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости), %:

- доля руководителей, специалистов и технических исполнителей в общей численности высвобождаемых работников - 60,4 (57,5);

- доля руководителей (различного рода начальников, заместителей, менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов и технических исполнителей - 41,8 (38,5);

- доля инженеров в общей численности специалистов - 29,3 (26,5);

- доля дежурных, кассиров, секретарей, охранников в общей численности технических исполнителей - 65,5 (64,7);

- в общей численности рабочих доля водителей - 8,6 (9,4); дворников, уборщиков - 10,0 (8,7); кладовщиков - 2,9 (3,5); рабочих слесарных и слесарно-сборочных работ - 9,0 (8,0).

Высокий образовательный уровень - также одна из характерных особенностей структуры предполагаемых к высвобождению москвичей. Показатели спроса и предложения на рынке труда города Москвы на конец 2008 года свидетельствовали о значительном превышении количества вакантных рабочих мест, находящихся в банке данных службы занятости, над численностью безработных граждан (22,9 тыс. человек). Однако в IV квартале сформировались негативные тенденции, которые уже привели к сокращению в этот период количества вакансий и увеличению численности безработных граждан, и они сохранятся, по нашему мнению, на протяжении 2009 года. Сохранится и значительный дисбаланс спроса и предложения, который на конец года характеризовался следующими данными: 39% - вакансии для служащих, 61% - свободные рабочие места по рабочим профессиям.

Программными мероприятиями по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год, утвержденными Правительством Москвы 11 ноября 2008 года N 1035-ПП, предусмотрены меры, которые позволят:

- найти работу 167,0 тыс. гражданам, обратившимся в службу занятости в поисках работы;

- охватить временной занятостью и общественными работами 39,3 тыс. человек;

- пройти профессиональное обучение - 45,1 тыс. человек, из них 4,7 тыс. безработных граждан и 40,4 тыс. работников организаций (за счет средств работодателей).

Количество создаваемых рабочих мест, запланированных на 2009 год, должно составить 56,3 тыс. единиц.

Масштабы и направления действий на рынке труда города на 2009 год, определенные в Программных мероприятиях по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год, формировались в условиях, сравнительно благоприятных для функционирования рынка труда (на протяжении I - III кварталов 2008 года). Однако этих мер для стабилизации ситуации на московском рынке труда и объемов финансирования в 2009 году будет недостаточно.

Чтобы не допустить большего роста регистрируемой безработицы необходимо использовать специальные меры воздействия на рынок труда, которые способствовали бы сохранению занятости населения, сохранению мотивации к труду, получению дополнительного дохода.

Одна из таких мер - опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового высвобождения, которое осуществляется в целях повышения их трудовой мобильности, сохранения занятости и имеющегося профессионального потенциала. Перечень профессий, специальностей, курсов, направлений, образовательных учреждений формировался исходя из приведенных выше структур предполагаемых к высвобождению работников.

Другой экстренной антикризисной мерой, способствующей сохранению и рациональному использованию рабочих кадров для предприятия и региона в целом, является организация временного трудоустройства для работников, оказавшихся под угрозой массового высвобождения, на общественные и временные работы.

Кроме того, организация стажировки в целях приобретения профессионального опыта выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечит занятость молодых работников и позволит в большинстве случаев закрепиться в организациях города на постоянной основе.

Решение проблемы снижения напряженности на рынке труда требует осуществления комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации между различными ведомствами, муниципальными образованиями, работодателями и может быть реализовано только программными методами.

Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет субсидий федерального бюджета, средств бюджета города Москвы и средств работодателей. Всего затраты: 416,2 млн.рублей, в т.ч.:

субсидии федерального бюджета - 386,1 млн.рублей;