Уровень | Тип объекта | Характеристики | Примеры | |||
Международный | Выставочные комплексы | Крупные отраслевые и многоотраслевые выставки с большой долей иностранного участия, ориентированные на бизнес, оказывающие значительный инфраструктурный эффект на экономику России и СНГ, с количеством участников от 500 до нескольких тысяч организаций | отсутствуют | |||
Конгресс-центры | Крупные международные конгрессы, ориентированные на работу международных отраслевых организаций и ассоциаций, с целью последовательного интегрирования отечественной экономики в мировую экономическую систему, развития внешнеэкономических связей, с количеством участников более 5000 человек | отсутствуют | ||||
Федеральный | Выставочные комплексы | Выставки с небольшой долей иностранного участия, ориентированные на специалистов; отраслевые и многоотраслевые выставки, ориентированные как на бизнес, так и на массового потребителя, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие России и Центрального федерального округа, с количеством участников до 1,5 тыс. организаций | ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР", ОАО "ГАО ВВЦ" | |||
Конгресс-центры | Крупные конференции, ориентированные на работу федеральных отраслевых ассоциаций, обсуждение и реализацию федеральных проектов, с количеством участников до 5000 человек | Центр международной торговли, гостиничные комплексы | ||||
Городской | Выставочные комплексы | Выставки, направленные на развитие региональных рынков различных отраслей экономики; специализированные выставки узкой отраслевой направленности, ориентированные как на бизнес, так и на массового потребителя, с количеством участников до 500 организаций | ОАО "Гостиный двор", ЦВЗ "Манеж" | |||
Конгресс-центры, конференц-залы | Конференции вузов, научно-исследовательских институтов, общественных организаций и отраслевых ассоциаций, направленных на обмен опытом и заключение договоров (соглашений), развитие научно-технических связей между организациями промышленности и отраслевой (прикладной) науки города Москвы и регионов России, зарубежных стран | Конгресс-центр Торгово- | ||||
Презентационные и деловые мероприятия, переговоры, семинары, информационные встречи, ориентированные на развитие бизнеса | Бизнес-центры и гостиничные комплексы | |||||
Уровень административных округов города | Выставочно- | Выставочно-конгрессные мероприятия в рамках информационных и социальных программ префектур административных округов; специализированные выставочно-конгрессные мероприятия, направленные на активизацию деловых контактов представителей бизнеса, науки и культуры, укрепление позитивного делового портрета города Москвы, привлечение финансовых ресурсов в городскую экономику, с количеством посетителей до 10 тыс.чел. | Выставочно- | |||
Уровень районов города | Информационно- | Информационно-выставочные центры, ориентированные на организацию градостроительных экспозиций и проведение публичных мероприятий, поддержку индивидуальных предпринимателей, проведение художественных экспозиций, выставок ремесленников, мелких торговых ярмарок, научно-практических семинаров для учащихся и других мероприятий, направленных на решение социальных проблем районов | отсутствуют |
Специфические проблемы развития выставочно-конгрессных центров разных типов требуют дифференцированного подхода к развитию их материально-технической базы.
Основной проблемой развития выставочно-конгрессной отрасли в городе Москве на сегодняшний день является отсутствие выставочно-конгрессных комплексов международного уровня, предназначенных для проведения крупномасштабных мероприятий, соответствующих нормам, принятым в международной практике. Эффективный выставочно-конгрессный бизнес является обязательным условием развития города Москвы как глобального финансового, экономического и политического центра России.
В городе Москве действует большое количество выставочных центров, в основном "городского уровня", однако множество выставочно-конгрессных мероприятий проводятся во дворцах культуры и спорта, на производственных площадях и в складских помещениях. В связи с этим требуется создание новых выставочно-конгрессных центров в каждом административном округе и районе города.
В отличие от других крупных городов мира, в городе Москве сегодня нет конгресс-центра международного уровня вместимостью 5000-10000 человек.
Самостоятельным направлением является выставочно-конгрессная деятельность научных центров Москвы, в том числе, государственных научных центров (ГНЦ), ориентированная на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Учитывая необходимость развития инновационной деятельности, данное направление требует нормативно-правовой и организационной поддержки.
Для устойчивого, эффективного развития выставочно-конгрессной отрасли необходимо создать условия для участия малого и среднего бизнеса в выставочно-конгрессной деятельности, в том числе за счет создания выставочно-конгрессных центров, предназначенных для обеспечения информационной и маркетинговой поддержки малого и среднего бизнеса.
Таким образом, формирование условий для развития материально-технической базы выставочно-конгрессной деятельности, роста эффективности ее функционирования, развития туристского бизнеса, решения социально-экономических проблем, притока инвестиций, создания новых рабочих мест, а также развития культурного, научно-технического и экономического потенциала города, социальных контактов между людьми, является приоритетной задачей развития выставочно-конгрессной отрасли в городе Москве.