Недействующий

О Программе прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2009-2011 годы (с изменениями на 15 июля 2011 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 17.04.2014 N 191-ПП)

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
 необходимости ее решения программными методами


Приоритетным направлением социально-экономической политики России в настоящее время является переход ее экономики на инновационный путь развития. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определяет цели, задачи и приоритеты развития научно-технической сферы и промышленности в интересах обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности производства и конкурентоспособности промышленной продукции, формирования инновационной системы.

Москва является крупным научно-производственным мегаполисом, где сосредоточено более трети научного потенциала России, в том числе: 22% научных организаций, почти треть от общей численности научных работников в стране, более половины докторов наук, свыше 44% кандидатов наук, 19% студентов. Общий научно-образовательный и промышленно-инновационный потенциал, включающий интеллектуальные высокопрофессиональные кадры, сосредоточенные в Москве, составляет порядка 60% научно-технического потенциала страны. В Москве в настоящее время функционирует не менее 1200 научно-производственных организаций, выполняющих исследования и разработки. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет более 318 тыс.чел. В столице расположены лучшие высшие учебные заведения страны, выпускающие специалистов практически по всем специальностям, необходимым для развития экономики города и страны, имеющие в своем составе успешно работающие научно-образовательные комплексы. До начала реформ в Москве находилось большое количество отраслевых институтов, которые проводили исследования и разработки прикладного характера. Их количество существенно сократилось. Однако оставшаяся их часть продолжает свою деятельность в рамках отраслевой специализации в статусе федеральных государственных предприятий и учреждений, государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий и акционерных обществ.

Этот уникальный, не имеющий аналогов в мире потенциал города способен создавать и осваивать конкурентоспособные научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню.

Вместе с тем эффективность его использования для обеспечения приоритетов социально-экономического развития города Москвы в настоящее время явно не достаточна. Не обеспечивается конкурентоспособность отечественного производства за счет внедрения научно-технических достижений и технологических инноваций.

В числе основных причин системного характера, связанных с состоянием и проблемами развития научно-технического комплекса города Москвы следует указать:

1. Изменения в сфере организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, связанные с рыночными преобразованиями в научно-техническом комплексе, изменение структуры отраслевой науки, сокращение финансирования отраслевых научно-исследовательских организаций, в том числе ориентированных на проведение научных исследований и разработок, связанных с технологическим обновлением и модернизацией промышленного производства в городе Москве.

2. Отток высококвалифицированных кадров, старение научных кадров, негативные тенденции и диспропорции в подготовке кадров и молодых специалистов для высокотехнологичных наукоемких производств.

3. Отсутствие современных, старение и износ имеющихся приборов и оборудования, необходимых для проведения научных исследований.

4. Отсутствие эффективных механизмов стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, интеграции и кооперации научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений, промышленных предприятий и бизнеса, низкую востребованность результатов научно-технической деятельности в предпринимательском секторе.

5. Неразвитость инновационной инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию научно-технической, образовательной сферы и промышленных предприятий, отсутствие передачи результатов научных исследований и разработок, объектов исключительных прав и технологий из государственного в частный сектор экономики (трансфер технологий), а также промышленное освоение инноваций.

6. Несовершенство необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективные меры государственной поддержки и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности и направленной на развитие механизмов долевого участия государства и частного бизнеса при реализации научно-технологических проектов.

7. Оборот контрафактной, фальсифицированной, контрабандной продукции, препятствующий выводу на рынок продукции московских производителей.

В числе внешних факторов, которые необходимо принять во внимание при решении проблемы развития научно-технического потенциала города Москвы, отвечающего задачам инновационного развития, повышения жизненного уровня и благосостояния жителей города Москвы следует указать:

1. Стратегические приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета, посвященного стратегии развития России до 2020 года.

2. Перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1243-р.

3. Макроэкономические факторы, определяющие экономическое положение города Москвы, как столицы и субъекта Российской Федерации.

4. Состояние рынков высокотехнологичной продукции и степень их соответствия потребностям инновационного бизнеса.

5. Проблемы глобализации, конкуренции и международного разделения труда, состояние окружающей среды, проблемы обеспечения экономической, техногенной и технологической безопасности.

Для решения проблем, связанных с переходом экономики Москвы на инновационный путь развития, необходимо использование программно-целевого подхода, определяющего цели, задачи и средства для осуществления намечаемых системных преобразований.

Впервые предлагается новый подход по проведению комплексных крупных проектов с подтвержденным внедрением. Комплексный вариант реализации Программы позволит:

- обеспечить преемственность развития науки и инноваций;

- поставить новые задачи и использовать механизмы стимулирования и государственной поддержки инновационной деятельности;

- ввести в хозяйственный оборот результаты научно-технической деятельности, объекты исключительных прав, соответствующие современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики города;

- обеспечить отработку эффективных механизмов государственно-частного партнерства в сфере научно-технической и инновационной деятельности, ориентированных на проведение совместных исследований и разработок в области технологических инноваций, направленных на модернизацию и техническое перевооружение промышленных предприятий, обеспечивающих конкурентоспособное производство наукоемкой инновационной продукции;

- осуществить рациональный выбор направлений исследований;

- обеспечить развитие научно-технологического и интеллектуального потенциала города Москвы на долгосрочный период;

- сконцентрировать научные исследования и разработки на приоритетных научно-технологических направлениях;

- повысить привлекательность научной и инновационной деятельности для молодых специалистов.