Действующий

О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года (с изменениями на 22 ноября 2016 года)

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 17 февраля 2009 года N 115-ПП

     

СТРАТЕГИЯ
повышения качества жизни инвалидов в
городе Москве на период до 2020 года

(с изменениями на 22 ноября 2016 года)



В Москве более 1,2 млн. человек - инвалиды. Это почти каждый десятый житель города.

Правительством Москвы, Московской городской Думой, префектурами округов и управами районов, общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по интеграции инвалидов в жизнь нашего города. Эта деятельность носит системный характер.

Начиная с 1998 года, реализуются комплексные городские программы, которые фокусируются на повышении качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной системы услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

В 2001 году был принят Закон города Москвы N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы". С этого времени в качестве приоритетной ставится задача создания комфортных условий жизнедеятельности для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Начиная с 2001 года в городских программах, эти мероприятия выделяются в специальный раздел, в котором определяются целевые количественные показатели по каждому виду объектов. Если за 2001-2003 годы было оборудовано для инвалидов 1387 объектов города, то только за последние два года уже сделано в десять раз больше (13708). По обустройству наземных и подземных пешеходных переходов этот показатель увеличился с 80 до 5435 единиц.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 772-ПП. - См. предыдущую редакцию)

К настоящему времени сформирована методическая и нормативная база, необходимая для формирования комфортной среды жизнедеятельности:

- определены категории инвалидов, для которых требуется создание особых условий пользования объектами городской инфраструктуры (лица на креслах-колясках, с опорами для передвижения, с проблемами зрения и слуха);

- дифференцированы по отдельным элементам объектов градостроительной инфраструктуры (общественные и жилые здания, дворовые и рекреационные территории, улично-пешеходная сеть, остановки и средства общественного пассажирского транспорта и т.д.) виды и составы работ, обеспечивающие безбарьерность объектов для разных категорий инвалидов;

- создана унифицированная система комплексной оценки фактической доступности для разных категорий инвалидов и других маломобильных граждан (родителей с малолетними детьми, граждан с временными ограничениями в передвижении и др.) городских зданий и сооружений.

По данным инвентаризации, проводимой с 2006 года управами районов и префектурами административных округов, удельный вес доступных сооружений административных зданий, к сожалению, пока невелик и не превышает 25-30% по разным административным округам. На основе получаемых сведений, набирается общегородская специализированная база данных, определяются совместно с инвалидами приоритетные для адаптации учреждения, а также состав работ.

По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и префектур административных округов города Москвы к концу 2008 года из 12,5 тыс. наземных пешеходных переходов понижением бордюрного камня обустроено порядка 4 тыс. наземных пешеходных переходов, что составляет 32% от общего объема работ. Практического опыта в комплексном подходе решения этих задач ни в Москве, ни в России до 2008 года не было. В связи с чем в 2008 году по поручению Мэра Москвы с комплексами городского хозяйства и социальной сферы с участием московских организаций инвалидов разработаны типовые проектные решения по адаптации наземных пешеходных переходов для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения путем установки модульных железобетонных конструкций. По данной технологии в 2008 году в рамках широкомасштабных экспериментальных работ всего обустроено 1156 сходов с тротуара на проезжую часть (560 пешеходных переходов). С 2009 года сходы с тротуара на проезжую часть в местах наземных пешеходных переходов будут обустраиваться только с применением модульных конструкций.

Кардинально изменилась ситуация с доступностью городского пассажирского наземного транспорта. Если в 2001-2005 годах ГУП "Мосгортранс" производились лишь отдельные "целевые закупки" предназначенных для беспрепятственного пользования инвалидами транспортных средств (в 2002 году - 5 ед., в 2005 - 76 ед.), то с 2006 года приобретается весь новый подвижной состав (автобусы и троллейбусы), рассчитанный на обслуживание всех категорий пользователей, в том числе и инвалидов. В настоящее время в городе на 399 маршрутах (54% автобусных и 87% троллейбусных маршрутов) работает 1157 низкопольных автобусов и 281 низкопольный троллейбус.

В 2007 году по заказу Департамента транспорта города Москвы были разработаны опытные образцы трамвая, полностью доступного для лиц с любыми ограничениями, и остановочный павильон ожидания. В 2008 году они приняты к изготовлению. Можно констатировать, что уже сейчас на примере адаптации городского наземного транспорта реализуется определенный Конвенцией о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция) принцип "дизайн для всех", основанный на модели изначальной безбарьерной доступности всего, что есть в городе, для всех пользователей (независимо от возраста, социального статуса, физических и интеллектуальных возможностей).

Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время городская среда является не приспособленной для инвалидов. Инфраструктура города сложилась, в основном, до 1995 года - законодательного введения требования о безбарьерной среде жизнедеятельности для инвалидов. Сейчас москвичи с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами зрения и слуха испытывают серьезные трудности при передвижении по городу, особенно при переезде в разные его районы. По объективным оценкам, быстро проблема адаптации "старой" городской инфраструктуры не решится ввиду большого объема работ и сложности инфраструктуры города.

Постепенно расширяются возможности для получения инвалидами услуг по реабилитации.

В связи с реформой федерального законодательства и кардинальным пересмотром компетенции органов государственной власти в отношении инвалидов (передачи в федеральное подчинение городской службы медико-социальной экспертизы; усложнения порядка обеспечения инвалидов протезами и другими техническими средствами реабилитации и передачи этих функций органам Фонда социального страхования Российской Федерации; ликвидации института внесения работодателями обязательной платы на создание рабочих мест для инвалидов в случае невыполнения квоты), был принят Закон города Москвы от 26 октября 2005 года N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", которым регламентировано оказание дополнительных услуг по реабилитации инвалидам за счет средств городского бюджета.

Выполнение городских целевых программ позволяет поэтапно осуществлять системные мероприятия, направленные на снижение показателей инвалидности, восстановление и укрепление здоровья лиц с хроническими заболеваниями.

Значительно увеличился объем предоставленных инвалидам и другим лицам, страдающим хроническими заболеваниями, услуг по медицинской многопрофильной реабилитации: если в 2004 году услуги получили более 500 тыс. инвалидов, то в 2007 году этот показатель возрос до 1 млн. человек (в т.ч. в дневных стационарах - 50,6 тыс.). Курсы восстановительного лечения ежегодно проводятся 22,5 тыс. детей-инвалидов.

В соответствии с российским и московским законодательством обязательное медицинское страхование обеспечивает всем застрахованным горожанам равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи. Московским городским фондом ОМС за счет средств своего бюджета осуществляется информационно-разъяснительная работа среди москвичей по повышению правовой культуры и осведомленности населения о порядке и условиях получения гарантированной государством медицинской помощи.

Сложившаяся в городе комплексная система реабилитационных учреждений различного ведомственного подчинения позволяет на современном уровне оказывать необходимую медико-социальную помощь не только москвичам, но и другим гражданам Российской Федерации, пребывающим из других регионов. В настоящее время в этой сфере работают более 1,4 тыс. организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги инвалидам (детям и взрослым), в том числе городского подчинения - 1016, федерального - 44, негосударственных - 139. Вместе с тем, в настоящее время в государственной системе здравоохранения нет ни одного специализированного центра, работающего по долгосрочным программам комплексной медико-социальной реабилитации "спинальников". Только в 2009 году в Москве планируется открыть первый такой центр, который должен стать не только медицинским учреждением, но и научно-методическим штабом, отрабатывающим новые формы и методы этой категории пациентов.

Сегодня в городе функционирует разветвленная дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды - детские сады компенсирующего (234) и комбинированного (426) видов, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты (54), начальные школы-детские сады компенсирующего вида (29), средние общеобразовательные учреждения "Школа надомного обучения" (14), средние общеобразовательные учреждения "Школа здоровья" (81), санаторно-лесные школы (4), санаторные школы-интернаты (3), центры образования (2), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (54), учреждения начального и среднего профессионального образования (45).

Во всех типах образовательных учреждений, удовлетворяющих в целом потребности маленьких москвичей с нарушениями здоровья, воспитывается и обучается свыше 50 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе свыше 18 тыс. детей-инвалидов. Более 3 тыс. детей обучаются индивидуально на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Всего в 2008 году система образования охватывает 74,5 процента детей-инвалидов школьного возраста и 36,7 процента детей-инвалидов дошкольного возраста. При этом постоянно увеличивается количество детей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, получающих образовательные услуги.

Создание условий для полноценного воспитания и образования детей-инвалидов и молодежи, адекватного их состоянию и здоровью, выделено в один из приоритетов социальной политики города.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 772-ПП. - См. предыдущую редакцию)