Москва как столица Российской Федерации, историческая, духовная и культурная доминанта страны и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала, обеспечения преемственности традиций и воспитания новых поколений россиян. Органы государственной власти города Москвы выделяют основные проблемы столичной сферы культуры и намечают пути их решения.
Формирование облика Москвы шло на протяжении восьми с половиной веков, что сделало город уникальным явлением не только в российском, но и в мировом градостроительстве. По количеству памятников столица значительно превосходит любой другой регион России. В настоящее время в Москве под государственной охраной находится свыше 3 тыс. недвижимых памятников истории и культуры. Помимо этого, под контролем государственного органа охраны памятников находится около 10 тыс.объектов - зданий и сооружений, формирующих историко-градостроительную среду в границах исторического центра города, и более 1 тыс.объектов вне этой территории.
В целях сохранения исторического облика столицы для установления единого порядка принятия решений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения принят Закон города Москвы от 13 ноября 1998 года N 30 "О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения". В данном Законе к произведениям монументально-декоративного искусства городского значения отнесены все произведения, создаваемые и устанавливаемые за счет средств бюджета или финансируемые за счет иных источников, возводимые на главных городских площадях, магистралях и набережных, перечень которых утверждается Правительством Москвы. Практика применения данного Закона показала несовершенство некоторых его положений, что обусловило внесение в него необходимых изменений.
В соответствии с Законом постановлением Московской городской Думы от 23 июня 1999 года N 56 "О Комиссии по монументальному искусству" утверждено Положение о Комиссии по монументальному искусству, которая формируется на основании предложений творческих союзов и объединений, научных организаций и высших учебных заведений в сфере изобразительных искусств и архитектуры.
В конце 90-х годов прошлого века отсутствие на федеральном уровне достаточной законодательной базы, регулирующей вопросы охраны культурного наследия, привело к разрушению единой государственной системы охраны памятников истории и культуры, вызвало ряд негативных явлений (полное отсутствие бюджетных ассигнований на охрану памятников, развал государственных реставрационных организаций и отток высококвалифицированных специалистов-реставраторов, ослабление государственных органов охраны памятников) и спровоцировало стихийную, неупорядоченную, а иногда и противозаконную приватизацию объектов культурного наследия.
Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" стал первой в истории столицы попыткой создания современного всеобъемлющего законодательного акта о недвижимых объектах историко-культурного наследия - памятниках истории и культуры.
В принятом документе отражена специфика Москвы как столицы России, субъекта Российской Федерации, крупнейшего исторического города и современного мегаполиса, реализующего функции финансового и делового центра международного значения. Закон ставит своей первоочередной задачей обеспечение сохранности богатейшего и во многом уникального историко-культурного наследия Москвы и предусматривает меры защиты памятников в условиях осуществления нового строительства и современной реконструкции городских территорий, в том числе в историческом центре столицы.
В целях приведения Закона в соответствие с изменившимся федеральным законодательством в него были внесены необходимые изменения.
Для сохранения, восстановления и воссоздания уникальных объектов историко-культурного наследия города Москвы и России, дальнейшего развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" была разработана программа, утвержденная Законом города Москвы от 12 марта 2003 года N 18 "О Долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы". Действие программы распространялось на историческую территорию площадью 390 гектаров. Реализация программы предусматривала научно-исследовательские и ремонтно-реставрационные работы в отношении памятников истории и культуры, в том числе перенос памятников деревянного зодчества, сохранение природных объектов и памятников природы, создание этнографического комплекса на территории бывшего села Коломенское, благоустройство территории и объектов села Дьякова, строительство ремонтно-реставрационного комплекса, проведение археологических работ на территории музея-заповедника и ряд других.