Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

3.2. Налоги и сборы


От налоговой политики, проводимой органами государственной власти города Москвы, зависит обеспеченность столицы финансовыми ресурсами, поскольку налогам принадлежит важнейшая роль в формировании доходной части бюджета. Налогообложение также является необходимым и эффективным инструментом экономического регулирования. Так, льготное налогообложение призвано стимулировать развитие приоритетных направлений хозяйствования, а в ряде случаев способствовать решению социальных проблем наиболее незащищенных слоев общества. По этим причинам Дума ежегодно уделяет пристальное внимание совершенствованию налогового законодательства. В течение 15 лет рассматривались и принимались нормативные правовые акты в области налоговой политики, обеспечивающие стабильное поступление доходов в бюджет столицы и направленные на смягчение последствий изменений в федеральном налоговом законодательстве.

Одной из форм финансовой поддержки предприятий Москвы, связанных с налогообложением, является перенесение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет города. Статья 64 части первой Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность перенесения сроков уплаты налогов по ранее установленным основаниям. Для урегулирования этого вопроса в Законе города Москвы от 9 февраля 2000 года N 1 "О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов" сформулированы дополнительные основания для предоставления налогоплательщикам отсрочки или рассрочки платежей в бюджет столицы.

В соответствии с федеральным законодательством принят Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц", определивший размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.

В целях совершенствования налоговой системы города Законом города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге" вместо отмененных с 1 января 2003 года налога с владельцев транспортных средств и налога на водные и воздушные транспортные средства на территории столицы введен транспортный налог. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Законом определены ставки налога в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки его уплаты, а также льготы по уплате налога.

В Закон многократно вносились изменения. Они коснулись, в частности, расширения круга лиц, освобождаемых от уплаты налога на автомобили малой мощности; освобождения от уплаты налога за одно транспортное средство ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов I и II групп; приведения Закона в соответствие с федеральным налоговым законодательством; индексации ставок налога; исключения положений, касающихся форм отчетности и налоговых уведомлений, а также изменения сроков уплаты налога и уточнения порядка предоставления льгот; освобождения от уплаты налога на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства, организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград"; установления льготного режима уплаты налога для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

В связи с необходимостью упорядочения структуры данного Закона и внесения в него редакционных изменений разработана и принята его новая редакция. Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге" предусматривает установление с 1 января 2009 года новых размеров ставок налога в зависимости от категории и мощности транспортных средств; дополнительных налоговых льгот, ограничения по применению льгот в отношении отдельных категорий транспортных средств. Документом также предусмотрено изменение срока уплаты налога для физических лиц.

Наибольший удельный вес в доходной части бюджета столицы составляют налоговые поступления от прибыли организаций. Принятие Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" обусловило дополнение Налогового кодекса Российской Федерации главой 25 "Налог на прибыль организаций". В связи с этим утратил силу ряд законов города Москвы, регулировавших налогообложение прибыли организаций. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении части налога, зачисляемой в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что на территории столицы действуют городские общественные организации Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов, а также предприятия этих обществ, производство которых характеризуется невысокими показателями производительности и рентабельности, в соответствии с Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" принят Закон города Москвы от 5 марта 2003 года N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов". Снижение налоговой ставки до 14% позволило предприятиям направлять дополнительную прибыль на расходы по социальной реабилитации инвалидов. Изменения, дважды вносившиеся в Закон, касались размера налоговой ставки. С 1 января 2005 года льготная ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы, установлена на уровне 13,5%.

Статьей 14 главы 2 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес отнесен к числу региональных. В соответствии с положениями главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес" был принят Закон города Москвы от 22 октября 2003 года N 62 "О ставках налога на игорный бизнес". С 1 января 2004 года действовали следующие ставки налога:

1) за один игровой стол - 100 тыс.рублей в месяц;

2) за один игровой автомат - 3750 рублей в месяц;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 100 тыс.рублей в месяц.

Позднее в соответствии с предоставленным федеральным законодательством субъектам Российской Федерации правом дифференциации налоговых ставок в Закон были внесены изменения, предусматривающие их повышение c 1 января 2006 года до следующих размеров:

1) за один игровой стол - 125 тыс.рублей в месяц;

2) за один игровой автомат - 7500 рублей в месяц;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 125 тыс.рублей в месяц.

В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ( )"О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" с 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество организаций". В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами принят Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", установивший на территории города Москвы налог на имущество организаций и определивший его ставку в размере предельной ставки, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, Закон расширил ряд федеральных льгот, в частности для организаций, использующих труд инвалидов, балансодержателей объектов жилищного фонда и объектов, признаваемых памятниками истории и культуры. В Закон вносились изменения, направленные преимущественно на восстановление льгот по налогу, отмененных федеральным законодательством, дополнение существующего перечня льгот, а также уточнение порядка их применения.

Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2005 года отменил местный налог на рекламу и ввел в силу дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющие вводить единый налог на вмененный доход в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. В связи с этим был принят Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы". Уплата налогоплательщиками единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (на доходы физических лиц), налога на имущество организаций (на имущество физических лиц), единого социального налога, а также налога на добавленную стоимость. Впоследствии в Закон дважды вносились изменения.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в главу 26(3) "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2009 года. В связи с этим потребовалась корреляция Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года N 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы". Однако ввиду большого количества поправок редакционного характера, включая изменение названия Закона, а также в целях упорядочения его структуры Дума приняла новый Закон города Москвы от 29 октября 2008 года N 53 "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций".

В связи со вступлением в силу с 1 января 2005 года главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации принят Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге", определивший ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законом города Москвы могут устанавливаться налоговые льготы по земельному налогу, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. На этом основании Думой позднее был восстановлен ряд льгот по налогу, отмененных федеральным законодательством. В целях создания благоприятных условий для деятельности объединений собственников жилья по управлению многоквартирными домами изменениями, внесенными в Закон, полностью освобождены от уплаты земельного налога товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, а также иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

В соответствии с федеральным законодательством индивидуальные предприниматели, не привлекающие в своей предпринимательской деятельности наемных работников, с 1 января 2006 года получили право перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента по 58 видам предпринимательской деятельности. Конкретные перечни видов деятельности и размер потенциально возможного годового дохода по каждому из них устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Принятый Закон города Москвы от 9 ноября 2005 года N 54 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента" предоставил индивидуальным предпринимателям возможность применения такой упрощенной системы налогообложения по 47 видам предпринимательской деятельности. По каждому из них годовая стоимость патента составляет 6% от определенной Законом годовой суммы потенциально возможного дохода индивидуального предпринимателя. Применение такой системы позволяет упростить процедуру уплаты налогов и снизить расходы на их администрирование. В 2007 году в Закон вносились изменения.

Внесение Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменений в главу 26(2) "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации", касающихся применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, повлекло за собой необходимость приведения московского законодательства в соответствие с федеральным. Учитывая, что вносимые изменения затронули практически весь текст Закона города Москвы "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента", была принята его новая редакция. Закон города Москвы от 29 октября 2008 года N 52 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента" расширил перечень видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальным предпринимателям разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, до 69.

Реализуя предоставленное субъектам Российской Федерации статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации право понижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога на прибыль организаций, зачисляемого в их бюджеты, Дума приняла Закон города Москвы от 5 июля 2006 года N 31 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград". В соответствии с принятым Законом ставка налога для данной категории налогоплательщиков, зачисляемого в бюджет города Москвы, установлена на уровне 13,5%.

В целях стимулирования развития на территории города Москвы современного автомобилестроения и привлечения инвестиций в эту отрасль на основании статьи 284 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации принят Закон города Москвы от 10 октября 2007 года N 39 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство легковых автомобилей", устанавливающий для них пониженную ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы, в размере 13,5%.