В Москве в результате деятельности городских лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы ежегодно образуется до 30 тыс.тонн эпидемиологически опасных медицинских отходов с тенденцией к интенсивному росту. Несмотря на проводимую лечебно-профилактическими учреждениями города работу по сбору, хранению, транспортированию и утилизации медицинских отходов в соответствии с имеющимися нормативными требованиями, положение дел остается неудовлетворительным. Существующая система сбора и уничтожения медицинских отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды и представляет реальную угрозу здоровью нынешнего и будущих поколений москвичей. Основными причинами являются низкий уровень осуществляемых организационных и практических мероприятий, недостаток материальных средств. Отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность ЛПУ по обращению с отходами в городе Москве. Остается незавершенной проработка вопросов нормирования объемов образования и размещения отходов, отсутствует принципиальное решение по технологии их обеззараживания. На практике имеет место вывоз отходов классов "Б" и "В" в общем потоке с твердыми бытовыми отходами. Остается на низком уровне осведомленность медицинского персонала в вопросах безопасного сбора, хранения и удаления эпидемиологически опасных отходов в ЛПУ.
Принципиально устаревшим является применяемый сегодня метод химического обеззараживания (дезинфекции), который:
- часто приводит к возникновению аллергических реакций и поражению кожного покрова на руках у медицинского персонала;
- практически не изменяется внешний вид отходов, что не исключает вероятности их повторного использования;
- не гарантируется полное уничтожение возможного инфекционного начала из-за различной чувствительности микроорганизмов к различным дезинфицирующим средствам, а также в связи с неравномерностью проникновения дезинфицирующего средства в толщу отходов;
- при захоронении отходов, обработанных хлорсодержащими препаратами, возникает большой риск загрязнения окружающей среды (особенно водоемов) соединениями хлора, а при их сжигании в печах образуются диоксины, являющиеся канцерогенами, предельно допустимые концентрации которых в воздухе жестко регламентируются;
- имеет удельные затраты дезинфицирующих средств (на тонну отходов), а также затраты на предотвращение возможного экологического ущерба, которые существенно превышают аналогичные затраты для других способов обеззараживания.
Достижение существенного улучшения в области обращения с медицинскими отходами требует комплексного системного подхода, включающего решение вопросов технологической модернизации способов обеззараживания опасных и чрезвычайно опасных отходов, соответствующего материально-технического оснащения ЛПУ, а также нормативно-методического обеспечения внедряемых решений.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 30 мая 2006 года N 916-РП в рамках пилотного проекта внедрения системы обеззараживания медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы, была выработана адресная техническая политика в области обеззараживания медицинских отходов классов "Б" и "В" на территории ЛПУ на основе использования различных завершенных технологических решений и моделей наиболее приемлемых для потребностей ЛПУ разного профиля.
Технологические, технические и организационные решения, разработанные и апробированные в практических условиях эксперимента в лечебно-профилактических учреждениях Юго-Восточного административного округа города Москвы, легли в основу мероприятий Программы.