В современных условиях, когда системы энергоснабжения и энергетические объекты разделены между многими организациями с различными формами собственности, существенно возрастает координирующая роль федеральных и региональных органов государственной власти. Законодательством на них возложены функции по взаимоувязке планов развития систем энергоснабжения различной принадлежности, но расположенных в административных границах города, а также по контролю их соответствия программам социально-экономического развития региона и страны в целом.
При реализации государственной энергетической политики взаимодействие федерального и регионального уровней должно осуществляться исходя из единства целей и разграничения задач.
К задачам федерального уровня в первую очередь относятся:
- организация и поддержка разработки и освоения высокоэффективных, в перспективе конкурентоспособных, энергетических технологий и оборудования, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии;
- создание правовой среды, обеспечивающей благоприятные условия для проведения на региональном уровне эффективной энергосберегающей политики.
Основные механизмы реализации государственной энергетической политики на федеральном уровне:
- принятие новых и коррекция существующих федеральных законов, постановлений и других нормативно-правовых актов (Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении"; проект документа "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении"; Указ Президента РФ N 889 от 04.06.2008 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; проект распоряжения Правительства РФ по стимулированию сбережения энергетических ресурсов);
- формирование, государственных стратегий и программ развития энергетики страны и энергоэффективной техники.
Основными направлениями государственной политики в энергетической сфере на региональном уровне являются:
- развитие региональной нормативно-правовой базы энергосбережения;
- содействие образованию и функционированию эффективных предприятий в энергетической сфере, деятельность которых способствует качественному обеспечению потребителей тепловой и электрической энергией по приемлемым ценам;
- поддержка разработки конкурентоспособной и энергоэффективной энергетической техники и модернизации на этой основе существующих энергетических мощностей;
- стимулирование разработки и реализации мер по энерго- и ресурсосбережению в промышленно-энергетическом секторе и сфере потребления;
- своевременное решение вопросов резервирования и отвода земельных участков для строительства энергетических объектов.
Проведение региональной энергетической политики Москвы как механизма выполнения Правительством города координирующих и контролирующих функций в сфере его энергоснабжения определено Федеральным законом N 210 от 30.12.2004.
Главная цель энергетической политики Москвы состоит в формировании экономически эффективного, динамично развивающегося и финансово устойчивого топливно-энергетического хозяйства, оснащенного передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами и соответствующего требованиям времени и статусу Москвы.
Основными инструментами проведения в городе энергетической политики являются:
- разработка Энергетической стратегии Москвы с обоснованием основных направлений развития энергетики города и технического перевооружения систем электро-, тепло- и газоснабжения, обеспечивающих реализацию поставленных в ней целей, приоритетов и задач;
- разработка Генеральной схемы энергоснабжения Москвы на основе комплексного рассмотрения вопросов развития отраслевых систем энергоснабжения города в увязке с его экономикой, с учетом внутренних и внешних энергетических связей, а также ограничений на топливно-энергетические ресурсы;
- комплекс нормативно-правовых и экономических мер регулирования: ценового (тарифного), налогового, инвестиционного, природоохранного и антимонопольного.
Средствами реализации энергетической политики в городе являются:
- формирование энергетических рынков и создание конкурентной среды в сфере производства и потребления энергоресурсов;
- углубление межрегиональной интеграции и создание единого пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры;
- создание непротиворечивой и гибкой системы управления развитием ТЭК, с учетом наличия в его отраслях государственных и акционерных компаний;
- регулирование цен (тарифов) на энергоресурсы;
- налоговая и инвестиционная политики;
- реализация комплексных программ развития энергоснабжения и программ энергосбережения во всех секторах экономики города;
- адресная поддержка социально незащищенных слоев населения.