Недействующий

О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 71 Земельного кодекса Российской Федерации" (утратило силу на основании постановления Московской городской Думы от 16.06.2010 N 211)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в
статью 71 Земельного кодекса Российской Федерации"



В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Государственный земельный контроль является одной из основных функций управления земельными ресурсами, направленной на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требований охраны и использования земель, в том числе установленных правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами.

По смыслу указанной статьи функции по государственному земельному контролю могут осуществляться как федеральными, так и региональными органами исполнительной власти (субъектами Российской Федерации), составляющими в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами единую систему органов государственной власти.

В то же время законодательно не разграничены полномочия по государственному земельному контролю между федеральными и региональными уровнями исполнительной власти.

В связи с этим Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от  15 ноября 2006 года N 689, определены полномочия только специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, сложилась правовая неопределенность по вопросу осуществления государственного земельного контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с Кодексом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать требования охраны и использования земель, учитывающие региональные особенности землепользования.

В частности, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются:

1) публичные сервитуты (право ограниченного пользования чужим земельным участком) для обеспечения интересов субъекта Российской Федерации или населения (пункт 2 статьи 23 Кодекса);

2) порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также зоны с особыми условиями использования указанных земель (подпункт 2 пункта 5 статьи 87 Кодекса);

3) порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения (территории, имеющие природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение), а также порядок использования и охраны указанных земель (пункты 4 и 5 статьи 94 Кодекса).

В соответствии со статьей 10 Кодекса к полномочиям субъектов Российской Федерации также относятся:

1) резервирование земель для региональных нужд;

2) разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель;

3) управление земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Установление субъектами Российской Федерации в рамках своих полномочий региональных требований охраны и использования земель вызывает необходимость осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за их соблюдением.

Наибольшую актуальность проблема осуществления государственного земельного контроля имеет для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Особенности землепользования в указанных субъектах Российской Федерации связаны с дефицитом земель и высокой плотностью населения, а также необходимостью сохранения единства городского хозяйства. Это вызывает необходимость установления указанными субъектами Российской Федерации в рамках своих полномочий повышенных требований к использованию и охране земель.

Функции контроля за соблюдением требований охраны и использования земель, установленных законами и иными нормативными правовыми актами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, должны осуществляться уполномоченными органами исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.

Предлагаемые изменения позволят создать эффективную систему государственного земельного контроля в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Редактор проекта:
руководитель Государственной
инспекции по контролю за
использованием объектов
недвижимости города Москвы
Л.Н.Оборкина