Действующий

О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6
Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
и статью 14 Федерального закона
"О гражданстве Российской Федерации"



Необходимость внесения проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект) обусловлена многочисленными случаями нарушения прав и законных интересов детей - граждан Российской Федерации в связи с отсутствием возможности их родителями - иностранными гражданами (в том числе гражданами государств - бывших членов СССР) либо лицами без гражданства получить разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и быть принятыми в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (статья 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

Типична ситуация, при которой одним из родителей ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, является иностранный гражданин, а второй родитель - гражданин Российской Федерации умер либо по решению суда, вступившему в законную силу, признан безвестно отсутствующим (объявлен умершим), либо лишен родительских прав или ограничен в родительских правах, либо признан недееспособным или ограничен в дееспособности, то есть не может осуществлять функции законного представителя ребенка, что влечет за собой невозможность соблюдения и защиты в полной мере прав и законных интересов ребенка, в том числе имущественного характера.

В настоящее время наличие оснований для получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание без учета квоты не влечет получение разрешения на временное проживание без учета квоты и его не достигшим 18-летнего возраста ребенком.

Действующий порядок не предусматривает получение разрешения на временное проживание без учета соответствующей квоты и иностранными гражданами, не достигшими 18-летнего возраста, являющимися детьми граждан Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.

В связи с этим в интересах указанных категорий детей предлагается расширить перечень иностранных граждан, предусмотренный пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", что позволит упростить процедуру получения ими разрешения на временное проживание.

Логичным и последовательным будет включение указанных категорий иностранных граждан (лиц без гражданства) в предусмотренный Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" перечень иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста 18 лет и обладающих дееспособностью, которые вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В этой связи предлагается внести изменение в часть первую статьи 14 данного Федерального закона.

Принятие законопроекта позволит обеспечить соблюдение закрепленных в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации права ребенка жить и воспитываться в семье, прав на заботу своих родителей и совместное с ними проживание, а также права ребенка на воспитание своими родителями. Кроме того, будет осуществляться управление, охрана и содержание имущества детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации и лишившихся родителей, состоявших в гражданстве Российской Федерации.

Необходимость указанных изменений обусловлена положениями статьи 38 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Предложенный законопроект направлен на реализацию основополагающего принципа Конвенции о правах ребенка о наилучшем обеспечении интересов ребенка (статья 3).

Редактор проекта:
Уполномоченный по правам ребенка
в городе Москве
А.И.Головань