Межрегиональное сотрудничество - сфера разносторонняя и требующая комплексных решений и разнообразных технологий. В процессе работы над развитием контактов с регионами органы исполнительной власти города Москвы сталкиваются с самыми разнообразными, разнопрофильными задачами.
Между тем, ряд ориентиров при анализе результатов сотрудничества могут служить показателями адекватности решений и стать критериями оценки межрегиональных проектов.
1. Экономический эффект - город Москва исходит из принципа взаимовыгодности всех межрегиональных соглашений и проектов, при этом, расчет экономической пользы исходит из широкого понимания общероссийских задач - решения задачи импортозамещения, поддержки отечественного производителя, создания рабочих мест, формирования цивилизованного общероссийского рынка, защиты социальных интересов и прав потребителей.
2. Обязательный социальный эффект (социальная составляющая), т.е. итоговый результат, напрямую затрагивающий общественные потребности населения, улучшающий качество жизни и жителей города Москвы, и жителей субъектов Российской Федерации - партнеров.
3. Инновационная составляющая: расчет на качественные сдвиги и модернизационный эффект. Приоритет качественных показателей над количественными. Привлечение широкого круга ученых, экспертов, практиков-консультантов.
4. Коммуникационная составляющая проекта: его "открытость" к участию самых широких слоев населения, доступность для участия всех заинтересованных и конструктивно настроенных лиц, "прозрачность" финансового обоснования, широкий общественный резонанс, открытость для освещения электронными и печатными СМИ и Интернет-ресурсами, включая "блогосферу".
5. Гуманитарная составляющая: направленность на сохранение социально-культурного и национально-исторического пространства страны, укрепление государственной идеологии в политической сфере регионального взаимодействия.
Конкретные показатели эффективности межрегионального сотрудничества следующие:
- наличие базового (рамочного) Соглашения между городом Москвой и субъектом Российской Федерации;
- наличие Протокола совместных действий по приоритетным направлениям двустороннего сотрудничества на среднесрочную перспективу;
- наличие отраслевого Соглашения по конкретному направлению сотрудничества;
- наличие договорных документов межрегионального характера с территориальными органами исполнительной власти города Москвы (с префектурами, управами);
- показатели объема товарооборота города Москвы с субъектом Российской Федерации;
- наличие и реализация инвестиционных проектов в сфере строительства жилья и объектов соцкультбыта в субъекте Российской Федерации;
- реализация инвестиционных проектов в сфере строительства и реконструкции объектов агропромышленного комплекса (животноводческие комплексы, фермы, селекционные центры, перерабатывающие предприятия (цеха);
- работа московских агрохолдингов в субъекте Российской Федерации;
- реализация совместных с субъектом Российской Федерации инвестиционных проектов в сфере транспорта (аэропорты, подвижной пассажирский состав и т.д.);
- сотрудничество по линии развития промышленности;
- участие субъекта Российской Федерации в ярмарках "выходного дня" в административных округах города Москвы, городских выставках и ярмарках;
- рассмотрение хода реализации договорных документов и проектов на Комиссии Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации;
- проведение Дней Москвы в субъекте Российской Федерации и ответных мероприятий в городе Москве;
- проведение деловых миссий московских малых и средних предприятий в субъекте Российской Федерации (количество участников, количество заключенных соглашений о сотрудничестве);
- использование субъектом Российской Федерации интернет-ресурсов Системы информационного обеспечения малого предпринимательства города Москвы (количество размещенных коммерческих предложений);
- количество новых рабочих мест, созданных в субъекте Российской Федерации в результате реализации городом Москвой отраслевых программ и инвестиционных проектов (в строительстве, промышленности, АПК, на транспорте и др.);
- количество рабочих мест, замещенных работниками из регионов Российской Федерации, привлеченными работодателями города Москвы в рамках реализации отраслевых соглашений (протоколов) об организации межрегионального трудового обмена (в том числе в строительстве, промышленности, транспорте и связи, торговле и бытовом обслуживании и др.).
Используя балльную шкалу оценок по каждому вышеперечисленному направлению работы определяется сводный индекс развития и эффективности межрегионального сотрудничества города Москвы с субъектом Российской Федерации (активный (высокий), средний, низкий).