Межрегиональное сотрудничество Москвы - вклад в государственное строительство и укрепление базисных основ Российской Федерации. Концепция развития межрегионального сотрудничества строится исходя из этой ключевой задачи развития и укрепления федеративных отношений в стране, формирования единого социально-политического, экономического и культурного пространства. Государственное единство Российской Федерации - главная цель, непременный ориентир межрегионального сотрудничества города Москвы.
Межрегиональное сотрудничество должно способствовать переводу экономики на инновационный путь развития за счет модернизации, упрочнению позиций Москвы в качестве экономического, финансово-инвестиционного, производственного, научно-образовательного и культурного центра Российской Федерации. В частности, способствовать превращению города Москвы в системообразующий центр Московской агломерации, объединяющий город и область. Развитие сотрудничества города Москвы и Московской области - не административная и политическая проблема - это насущная необходимость практического взаимодействия двух неразрывно территориально и технологически связанных субъектов Российской Федерации.
Углубление межрегионального сотрудничества еще одна предпосылка для становления города Москвы в качестве международного финансового Центра.
На основе этих базовых установок сформирован спектр первоочередных задач на перспективу в области развития межрегионального сотрудничества в условиях кризиса:
1. Постоянное обновление уже заключенных и действующих договоров с учетом новых социально-экономических условий, достигнутых результатов, выявленных проблем. Смежная задача - разработка протоколов и планов мероприятий ко всем действующим соглашениям.
Исходя из принципа открытости и готовности к расширению межрегиональных связей при наличии встречных инициатив от потенциальных партнеров, задачей на перспективу является обновление, совершенствование и расширение существующей договорной базы с субъектами Российской Федерации, а также готовность к заключению новых договоров с субъектами Российской Федерации, не связанными договорными отношениями с городом Москвой.
2. Поддержание в рабочем состоянии всех действующих межрегиональных программ, завершение приоритетных для города Москвы и региональных партнеров межрегиональных проектов. Максимальное содействие безусловному выполнению договоров и обязательств является задачей и принципом межрегионального сотрудничества города Москвы.
В целях сохранения условий для роста экономики города Москвы необходимо работать в приоритетном порядке именно с субъектами Российской Федерации, где в настоящее время реализуются значимые для города Москвы инвестиционные проекты в промышленности, строительстве жилья и объектов соцкультбыта, дорожно-транспортной инфраструктуры, сельском хозяйстве, транспорте, торговле, сфере туризма, в том числе по развитию туристического маршрута "Золотое кольцо России".
Важнейшее направление сотрудничества - повышение энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание на этой основе условий для устойчивого обеспечения населения и экономики города Москвы энергоносителями.
Актуальной остается задача развития взаимодействия города Москвы и субъектов Российской Федерации в сфере экологии и природопользования, в том числе по реализации Концепции городской целевой программы "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 годов и на перспективу до 2020 года.
Расширение межрегиональных контактов города Москвы должно быть взаимовыгодным и строиться на экономическиобоснованных прогнозах.
Необходимо подготовить индивидуальные планы стратегического развития взаимоотношений города Москвы с субъектами Российской Федерации, сотрудничество с которыми является приоритетным для города, или же по прогнозам специалистов может дать высокий коэффициент полезного действия в социально-экономической и гуманитарной сферах.
3. Системное развитие гуманитарных связей на территории страны является особо значимым направлением-задачей межрегионального сотрудничества. Здесь ключевыми составляющими являются:
- научно-техническое взаимодействие - обмен опытом, поддержка специалистов и новаторов, поиск и поддержка инноваций;
- взаимодействие в области образования - прием абитуриентов и учащихся из субъектов Российской Федерации, студенческий обмен, повышение квалификации преподавателей из провинциальных вузов и школьных учителей. Поиск и поддержка талантливой молодежи для вовлечения в учебный процесс и научную работу. В качестве образовательного центра город Москва может создать специальную программу повышения квалификации врачей, учителей, агрономов, специалистов коммунальных служб, рабочих кадров, используя такую современную форму как дистанционное обучение;
- взаимодействие в области культуры - формирование каналов межкультурной коммуникации между субъектами Российской Федерации, сохранение и презентация в масштабе страны достижений традиционной культуры разных народов, сохранение и развитие русского языка и российских традиций искусства (например, продвижение уникальных театральных и музыкальных школ и коллективов). Для этого используются все современные формы презентации результатов художественного творчества. Ведется работа по приобщению молодежи к традициям, нравственным ценностям, культурным достижениям народов Российской Федерации;
- молодежное сотрудничество - обмен информацией и опытом работы по активному участию в развитии демократического, экономического и общественного потенциалов субъектов Российской Федерации, воспитанию подрастающего поколения. Необходимо формировать у молодежи толерантное поведение, уважение к правам человека, непримиримость к проявлению расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве.
В рамках развития гуманитарных связей важной перспективной задачей является открытие культурных и деловых центров - "Домов Москвы" в крупнейших городах Российской Федерации. А также создание единой сети представительств города Москвы во всех центрах федеральных округов.
4. Повышение эффективности межрегионального сотрудничества за счет реализации потенциала глубокой межрегиональной экономической интеграции, сохранение конструктивного диалога с региональными администрациями для объединения усилий по преодолению кризисных процессов в стране, сохранение всех сложившихся межрегиональных контактов торгового, промышленного и социального характера в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры. Необходимо развивать и корректировать торгово-экономические отношения города Москвы на основе тщательного анализа структуры товарооборота (вывоза и ввоза) с целью реализации системного подхода к постепенному импортозамещению, в том числе по потребительским товарам и товарам народного потребления.
В условиях рыночной экономики ключевой задачей продовольственной политики города Москвы является сохранение стабильности на продовольственном рынке города, создание условий для удовлетворения растущих потребностей населения в качественных, доступных в ценовом отношении продуктах питания и других потребительских товарах. Базовым основанием решения задачи импортозамещения является сотрудничество с аграрными субъектами Российской Федерации и расширение сети московских агрохолдингов.
Сейчас в условиях кризиса агропромышленный комплекс является самой уязвимой (и при этом социальнозначимой) отраслью. От него зависит стабильность рынка продовольствия и смежного рынка товаров повседневного потребительского спроса. Необходимо в постоянном режиме отслеживать и анализировать ситуацию в сельском хозяйстве и пищевой промышленности в субъектах-партнерах Российской Федерации с целью оказания индивидуальной материальной и технологической поддержки поставщикам.
В целях сохранения стабильности на продовольственном рынке, снижения импортной зависимости, необходимо оказывать содействие процессам формирования межрегиональных агропродовольственных рынков в Российской Федерации, обеспечивающих условия для тесной агропромышленной кооперации предприятий города Москвы и отечественных сельскохозяйственных производителей.
Следует продолжить работу по созданию с участием города Москвы отраслевых холдингов в пищевой промышленности, в частности в сфере рыболовства и переработки рыбной продукции.
Перспективной задачей остается расширение технологической и кадровой помощи аграриям. Агрокомплекс Российской Федерации остро нуждается в современной технике, квалифицированных кадрах, технических инновациях. Город Москва - был и остается одним из главных инвесторов сельского хозяйства Российской Федерации.
Необходимо усилить и совершенствовать маркетинговую и рекламно-информационную поддержку московских программ сотрудничества в области малого и среднего предпринимательства. Наряду с хорошо зарекомендовавшими себя механизмами продвижения московской продукции (выставки, ярмарки, проведение Дней Москвы в субъектах Российской Федерации и за рубежом), следует использовать современные инструменты - такие, как создание и продвижение отраслевых коллективных брэндов малого и среднего бизнеса города Москвы, а также организацию деловых миссий в субъекты Российской Федерации с предварительной маркетинговой подготовкой. Совместно с администрациями регионов необходимо проработать возможность размещения социальной рекламы для продвижения продукции московских предпринимателей.
Новым импульсом к развитию кооперации с сельхозтоваропроизводителями субъектов России послужит создание единого информационного пространства в сфере агропромышленного комплекса, а в дальнейшем - формирование межрегиональных продовольственных рынков. Основные этапы работы по реализации этой задачи отражены в "Соглашении между Правительством Москвы и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации об информационном сотрудничестве в сфере агропромышленного рынка", подписанном в июле 2009 года.
Развитие информационного сотрудничества с субъектами России позволит создать систему прямого обмена информационными ресурсами между региональными сельхозпроизводителями и московскими покупателями сырья и продовольствия в лице предприятий оптового продовольственного комплекса города, а также необходимые условия для формирования межрегиональных агропродовольственных рынков. С этой целью в субъектах Российской Федерации создаются региональные и муниципальные информационные центры для формирования к концу 2010 года Министерством сельского хозяйства Российской Федерации региональных балансов производства, потребления и наличия свободных товарных ресурсов.
Проблема защиты национального рынка труда и обеспечения приоритетного порядка использования национальных трудовых ресурсов требует развития программ межрегионального трудового обмена, направленных на повышение трудовой мобильности населения. Учитывая вызванный неблагоприятной ситуацией в экономики рост безработицы во многих субъектах Российской Федерации, для отношений города Москвы с другими субъектами Российской Федерации все более актуальной становится задача привлечения работников из субъектов Российской Федерации с целью замещения вакантных рабочих мест, планируемых работодателями для использования иностранной рабочей силы.