Значения целевых индикаторов Программы зависят от принятых в Программе основных положений по развитию промышленности, характера действия внешних факторов, влияющих на достижение цели, решение задач и реализацию приоритетов Программы, а также от стартовых условий развития промышленности (раздел 2 Программы), которые в совокупности определяют сценарные варианты (далее - варианты) реализации Программы.
Инерционный вариант предполагает дальнейшую реализацию сложившейся модели социально-экономического развития города Москвы. Он реализует в основном сформировавшуюся либеральную доктрину экономического развития за счет максимального использования рыночных механизмов при достаточно жестком ограничении государственного вмешательства в экономические процессы. Вместе с тем данная модель экономического развития позволила Правительству Москвы обеспечить условия для ускоренного развития промышленности города Москвы в докризисный период и создать базовые предпосылки для перехода к развитию промышленности по инновационному пути.
Мобилизационный вариант связан с вовлечением дополнительных ресурсов в процессы развития экономики и более полным использованием ресурсного потенциала города Москвы. Принципиально не меняя модель экономического развития, характерную для инерционного варианта, мобилизационный вариант ориентирован на повышение ресурсоотдачи действующих факторов экономического роста, наращивание величины трудовых ресурсов, интенсивное использование промышленных территорий, рост масштабов производства, снижение материало- и энергоемкости промышленности города Москвы. Рост выпуска товаров будет происходить на основе постепенного наращивания динамически развивающихся производств и организаций промышленности.
Целевой (инновационный) вариант направлен на превращение города Москвы в один из центров постиндустриальной модернизации экономики Российской Федерации на основе высоких технологий. Развитие промышленности при данном варианте базируется на технологической модернизации и обеспечении конкурентоспособности обрабатывающих производств на внешних и внутренних товарных рынках. Реализация рассматриваемого варианта предполагает более активное использование целевых программ и других инструментов государственного регулирования промышленности при сохранении принципов функционирования рыночного хозяйства и экономических свобод субъектов промышленной деятельности.
Целевой вариант развития промышленности является наиболее предпочтительным для достижения целей ее развития. Однако он не может быть в полной мере реализован в условиях финансово-экономического кризиса. С учетом достижения цели и решения задач Программы в два этапа (раздел 4 настоящей Программы) принимается, что на I этапе (2010 год) развитие промышленности будет осуществляться преимущественно по инерционному варианту, на II этапе (2011 год) - с активным использованием элементов мобилизационного варианта и целевого варианта развития промышленности.
Траектория среднесрочного развития промышленности на основе симбиоза целевого и мобилизационного вариантов рассматривается как реалистический сценарий.
Ожидаемые результаты взятого за основу реалистического сценария среднесрочного развития промышленности города Москвы будут иметь разброс в связи с благоприятным или неблагоприятным воздействием на промышленность внешних факторов. В связи с этим в целях эффективной реализации Программы рассматриваются траектории развития промышленности, движение по которым формирует оптимистический и пессимистический сценарии.
Оптимистический сценарий соответствует наиболее благоприятным условиям выполнения программных мероприятий.
Пессимистический сценарий соответствует наименее благоприятным условиям реализации Программы.
Оптимистический и пессимистический сценарии ограничивают пространство возможных траекторий развития промышленной деятельности в городе Москве на период 2010-2011 годов. Прохождение реальной траектории развития промышленной деятельности в городе Москве вне этого пространства рассматривается как маловероятное событие.
При проведении сценарного планирования хода реализации Программы для оценки действия внешних факторов использовалась система количественных показателей (темп роста инвестиций в основные промышленно-производственные фонды, индекс численности занятых в промышленности, колебания мировых цен на энергоносители относительно уровня, заложенного в бюджет Российской Федерации, динамика стоимости заемных средств и др.) и качественных характеристик, оценка возможного увеличения численности экономически активного населения города Москвы, оценка степени соответствия структуры потребности в кадрах промышленности структуре их предложения на рынке труда, оценка роста стоимости ресурсов: тарифов за коммунальные услуги и энергоносители, арендных платежей за землю и нежилые помещения, транспортных тарифов и др.).
Выполнение Программы по реалистическому сценарию предполагает обеспечение заданного объема финансирования из средств бюджета города Москвы (раздел 6 Программы), достижение цели Программы и решение ее задач. Это позволит достичь за два года следующих интегрированных результатов деятельности организаций промышленности, относящихся к обрабатывающим производствам:
- индекс промышленного производства - не менее 103,5%;
- темп роста прибыли - не менее 99,5%;
- темп роста среднемесячной заработной платы - не менее 124,3%;
- темп роста выработки на одного работающего, определенной по объему отгруженной продукции собственного производства - не менее 127,6%;
- доля продаж инновационной продукции в общем объеме продаж в последний год периода реализации Программы - не менее 7%;
- темп роста налоговых поступлений - не менее 100,0%;
- привлечение внебюджетных средств к реализации проектов и мероприятий Программы - не менее 19,67 млрд. рублей.
Кроме того, будет обеспечена стабилизация численности занятых в промышленности.
Выполнение Программы по реалистическому сценарию характеризуется сокращением индекса промышленного производства в сфере обрабатывающих производств промышленности не более чем на 16,0% к уровню 2008 года. Удельный вес машиностроения и металлообработки в общем объеме обрабатывающих производств увеличится за счет развития автомобилестроения, производства транспортных средств и коммунальной техники для городского хозяйства, развития приборостроения, производства технически сложных изделий бытовой техники и производственно-технического назначения, наращивания производства машин и оборудования для внутреннего потребления не ниже уровня предкризисного 2007 года.
В качестве основных рисков, связанных с реализацией Программы, рассматриваются:
- затяжной характер мирового финансово-экономического кризиса;
- значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов, комплектующих изделий, увеличение вероятности недопоставок;
- существенное увеличение налоговых и рентных платежей;
- значительное сокращение спроса со стороны покупателей промышленной продукции, приводящее к сокращению масштабов производства и потери внутреннего и внешнего рынков, увеличение вероятности неполной оплаты и неплатежей, как следствие - рост числа убыточных организаций;
- усиление кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами;
- увеличение дефицита кадров промышленности из-за массового увольнения работников организаций в связи с вышеуказанными рисками;