Недействующий


ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 12 декабря 1991 года N 226


О РАЗВИТИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА МОСКВЫ

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
указа Мэра Москвы от 19 июля 2016 года N 40-УМ
____________________________________________________________________

Прогресс в деятельности научно-технической сфере Москвы имеет для города исключительное значение, так как успехи в этой области способны решающим образом улучшить социальные, экологические и другие проблемы города. Наиболее эффективными инструментами стимулирования научно-технической деятельности в интересах региона являются научные и технологические парки и технополисы. Исходя из этого президиум Моссовета решил:

1. Принять предложенную постоянной комиссией Моссовета по науке и технике (Ягодин Д. В.) и одобренную постоянными комиссиями Моссовета "Концепцию поддержки развития научных парков и технополисов в Московском научно-техническом регионе" (далее Концепция) (приложение).

2. Обратиться в Московский областной Совет народных депутатов с предложением о проведении согласованной политики поддержки научно-технического потенциала на основе Концепции.

3. Поручить постоянной комиссии Моссовета по науке и технике (Ягодин Д. В.) совместно с постоянными комиссиями Моссовета по образованию (Ефремов В. К.), градостроительству, архитектуре и строительному комплексу (Спирин Е. В.), другими комиссиями, а также Мособлсоветом организовать разработку нормативной базы реализации Концепции.

4. Контроль за выполнением решения возложить на председателя Моссовета Н. Н. Гончара.

Приложение к решению
президиума Моссовета
от 12 декабря 1991 г.
N 226

КОНЦЕПЦИЯ
поддержки развития научных парков и технополисов
в Московском научно-техническом регионе

1. Общие положения данного направления региональной политики.

Ориентация экономики на производство интеллектуального продукта, на развитие наукоемких отраслей и высоких технологий очевидная тенденция в мировом развитии. Она обусловлена значительно большей рентабельностью по сравнению с традиционными отраслями хозяйственной деятельности, более эффективным и рациональным использованием всех видов ресурсов, включая трудовые.

Одной из перспективных и широко используемых в мировой практике форм функционирования научно-технического потенциала являются научные и технопарки, технополисы, инновационные инкубаторы и подобные им структуры.

Технопарк - это компактно расположенный на части городской или прилегающей к городу территории комплекс, который в общем случае может включать высшие учебные заведения, научно-исследовательские лаборатории, технологические центры и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и создания комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование данного комплекса основано на коммерциализации научно-технической деятельности. Научные парки отличаются спецификой, заключающейся в преимущественно фундаментальных направлениях исследований, и следовательно, меньшей коммерциализацией.

Технополис - это структура, подобная технопарку, но включающая в себя в целом небольшой город.

Инкубатор - это коммерческая структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления на льготных условиях финансовых, материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.

Что касается Московского региона, включающего город Москву, Московскую область и тяготеющие к ним научно-технические образования в соседних областях, то целесообразность развития здесь таких структур определяется, во-первых, значительной концентрацией научно-технических работников, в полтора раза превышающей среднюю по стране, во-вторых, значительным количеством вузов и научно-исследовательских институтов, в-третьих, наличием в подмосковье малых городов, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы. Правомерно рассматривать эти вузы, институты и комплексы в качестве хорошей основы для трансформации в указанные формы организации научно-технической деятельности, основанной на ее коммерциализации. Причем, для данного региона должен быть единый подход в силу того, что научно-технический комплекс здесь исторически сложился и развивается как единое целое.

Особая значимость данного направления обусловлена еще и кризисным состоянием экономики, предстоящей значительной конверсией и реальной угрозой утечки мозгов.

Очевидность данного направления для Московского региона в качестве одного из приоритетных требует от местных органов власти целенаправленных скоординированных мер. Эти меры должны включать:

приоритетное ресурсообеспечение программ создания и функционирования научно-технологических структур. Прежде всего в отношении земельных ресурсов;

различные формы финансирования, включая бюджетное;

возможное предоставление налоговых льгот;

разработку единой программы, предусматривающей участие научно-технологических структур в решении региональных проблем;

создание инфраструктуры, включающей прежде всего экспертное, информационное, коммерческое и рекреационное обеспечение.

2. Региональный социальный аспект развития научных и технопарков и технополисов.

Развитие научно-технологических структур создает основу для переориентации промышленного потенциала региона на наукоемкие отрасли, высокие технологии, что способствует освобождению территории от экологически вредных производств.

Такое развитие региона, как многократно доказала мировая практика, влечет серьезные и благотворные социальные последствия, выражающиеся в следующем.

Переориентация промышленности избавит регион от постоянного недостатка неквалифицированной рабочей силы, а это, в свою очередь, перекроет, наконец, поток лимитчиков, и облегчит тем самым решение жилищной, товарной и других проблем региона.

Высокий уровень доходов в области науки и научного обслуживания, достижение которого является одной из задач проектов научных и технопарков и технополисов, повысит в целом качество жизни, во-первых, непосредственно за счет роста заработной платы, во-вторых, опосредованно за счет роста доходной части местных бюджетов и направления этих средств на социальные программы.

Предстоящие значительные увольнения научных и инженерных кадров, обусловленные распадом старой структуры отраслевых НИИ, делают особенно актуальным образование в регионе научно-технологических структур, так как это будет способствовать созданию рабочих мест для данного контингента и их трудоустройству в различных формах. В перспективе же технопарковые структуры будут играть роль демпфера, смягчающего проблему трудоустройства научных кадров при колебании уровня централизованного финансирования вузов, НИИ и НПО.

3. Административно-правовые и бюджетные отношения с местными органами власти.

Отношения научных и технопарков и технополисов с местными органами власти включают следующие аспекты. Во-первых, это имущественные отношения, предусматривающие для структур власти возможность непосредственного хозяйственного участия в проектах на правах собственника. Муниципальные органы, распоряжающиеся земельными ресурсами, зданиями и помещениями, помимо выполнения функций арендодателя, могут выступать в качестве учредителей, соучредителей или акционеров. Это повышает заинтересованность местной власти и может заметно удешевить реализацию.

Во-вторых, весьма важны отношения, связанные с субсидированием пректов (кредитным, благотворительным и прежде всего бюджетным), без чего, как показывает мировая практика, обойтись практически невозможно.

В любом варианте взаимоотношения научно-технологических структур с местными органами власти должны обеспечивать, с одной стороны, приоритетное ресурсообеспечение, с другой стороны, участие этих структур в решении региональных проблем, включая поступления в местный бюджет,учет мнения избирателей по вопросам расположения научных и технопарков и технополисов и влияния их деятельности на сохранение окружающей среды и экологическую безопасность.

4. Развитие механизма предпринимательской деятельности в области науки и техники.

Развитие научных и технопарков и технополисов предполагается на основе коммерциализации науки и техники, поэтому старые административно-командные формы организации производства интеллектуального продукта неприемлемы. Необходимо формирование специальной коммерческой инфраструктуры, учитывающей все особенности интеллектуального товара: биржи исходных ресурсов продукта, коммерческую информационную систему и иные элементы. В целях ускоренной коммерциализации, как основы конкурентноспособности регионального интеллектуального товара, следует организовать систему доступного экономического образования, маркетинговое обучение при инкубации малых фирм.

Подготовка квалифицированной интеллектуальной рабочей силы, в том числе и для других регионов - один из важных продуктов, производимых научно-технологическими структурами. Этот специфический рынок также требует учета своих особенностей.

5. Правовая основа развития научных и технопарков и технополисов в Московском научно-технологическом регионе.

Для создания правовой основы функционирования научно-технологических структур необходимы разработка и принятие Закона о научных и технопарках и технополисах, определяющего их статус, а также взаимные права и обязанности их и местных органов власти. Необходим также Закон об интеллектуальной собственности. Важная задача Моссовета, как нормоустанавливающего органа разработка до соответствующих изменений в законодательстве временных нормативных документов, касающихся функционирования научно-технологических структур Московского региона, а в дальнейшем - контроль за действием их и принятых впоследствии законов и использование права законодательной инициативы с целью их совершенствования.


Текст документа сверен по:

файл - рассылка мэрии Москвы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»