Сложившаяся в Москве ситуация с использованием подземного пространства при строительстве сооружений различного назначения характеризуется следующим образом.
1. По местоположению:
Реализованные проекты и экспериментальные предложения в центральной зоне Москвы характеризуются активным использованием подземного пространства с размещением в нем различных предприятий и учреждений, чаще всего не связанных между собой.
Периферийная зона характеризуется недостаточным использованием подземного пространства и увеличением количества надземных уровней. При этом сооружения подземной инфраструктуры, как правило, монофункциональные.
2. По назначению подземные сооружения в черте города распределяются следующим образом.
Максимальное распространение получили автомобильные парковки и технические помещения. Далее идут разгрузочные дворы и склады, торговые предприятия (мелкие магазины, реже супермаркеты), предприятия общественного питания. Особое место занимают пешеходные связи с общественным транспортом (в основном метро). Имеются случаи расположения в подземном пространстве зрелищных, социально-бытовых и административных учреждений. В общем случае назначение подземных сооружений определяется их размещением в структуре мегаполиса. В центральной зоне города преобладают многофункциональные подземные комплексы. По мере удаления от центра и в периферийной зоне строятся преимущественно монофункциональные подземные сооружения (парковки, технические помещения).
Количество подземных уровней в различных зданиях и сооружениях колеблется в пределах от 3 до 10, при этом наибольшее распространение получили сооружения с 1-3 подземными уровнями.
Анализ практики проектирования и строительства в Москве выявил основные планировочные приемы размещения подземных комплексов, а также зданий и сооружений с подземной частью:
- под главными или крупными городскими площадями;
- под крупными городскими площадями - транспортными развязками;
- у пересечения транспортных магистралей (угловое, островное);
- в застройке;
- под транспортной магистралью;
- у транспортной магистрали.
Для размещения комплексов в историческом центре города используются все перечисленные приемы, за исключением последнего, с учетом ограничений, установленных для территорий общего пользования. Для серединной и периферийных зон не свойственно расположение подземных объектов многофункционального назначения под крупными и главными площадями. Большое распространение получили комплексы, находящиеся у пересечения транспортных магистралей.
Создание подземных объектов позволяет:
- высвобождать ценные земельные участки под пешеходные зоны и озеленение;
- ограничить на территории комплекса транспортное движение;
- сократить площади наземных автомобильных парковок;
- развить и использовать традиции района строительства, его функциональные и архитектурные особенности;
- соблюсти существующие градостроительные ограничения;
- сохранить этажность и масштаб среды, архитектурно-стилевых особенностей окружающей застройки, имеющих архитектурно-художественную либо историческую ценность;
- осуществлять реставрацию памятников;
- улучшить экологическую ситуацию в городе.
Возможности освоения подземного пространства города Москвы ограничиваются сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием уже построенных и эксплуатируемых подземных сооружений: фундаментов существующих зданий, метрополитена и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры города, что приводит к значительному удорожанию строительства.
В результате воздействия этих факторов площадь подземных сооружений, ежегодно вводимых в эксплуатацию в последние годы, в среднем не превышает 700 тыс.кв.м, и в действующем Генеральном плане развития города Москвы комплексное градостроительное освоение подземного пространства как отдельное направление градостроительного развития города Москвы отсутствует.
В период 2000-2004 годов по разработанным актам разрешенного использования территории градостроительного объекта (АРИ), подземную часть имели треть вводимых объектов, доля подземных сооружений в общей площади этих объектов не превышала 8%.
В период 2005 - I полугодие 2008 года по актам разрешенного использования (АРИ), подземную часть имели 47% вводимых объектов, доля подземных сооружений в общей площади этих объектов составляла 22%.