Действующий

О Концепции единой светоцветовой среды города Москвы (с изменениями на 17 мая 2016 года)

2.2. Обобщение опыта создания светоцветового
облика в Москве и других городах


Историческая справка.

История наружного освещения уходит в далекие времена.

Долгое время для освещения главных сооружений и центра ряда городов использовались растительное масло, керосин, а затем и газ.

Настоящий переворот в проблему освещения внесло изобретение электричества и электрической лампы.

Массовые, эффектные, праздничные электрические зрелища организовывались и в России с конца XIX века. Шедевром осветительного искусства стала иллюминация Москвы в дни коронации Николая II в 1896 году. Электрическими гирляндами были прорисованы контуры башен, соборов и стен Кремля, Большой театр, Московская городская Дума, Красные ворота и другие сооружения.

В 1912 году были установлены одобренные городской Управой нормы освещенности для разных районов Москвы. Все улицы и проезды были разделены на 5 классов в зависимости от характера уличного освещения и общего благоустройства.

Начиная с 30-х годов прошлого века эффективные разрядные источники электрического света вытесняют лампы накаливания из систем освещения городских пространств. В Москве с 1975 года в уличных светильниках стали широко использоваться натриевые лампы высокого давления, ставшие в последующие годы доминирующими в системах функционального освещения улиц и площадей. Излучая желтый свет, они создают характерную гомогенную окраску вечерней среды города и даже ночного неба.

Сегодня в установках наружного освещения, к которым предъявляются повышенные требования по цветопередаче (стадионы, выставки, пешеходные зоны), все чаще используются металлогалогенные лампы. В ближайшей перспективе - создание уличных осветительных систем на основе нового поколения источников света - полупроводниковых светодиодов.

Архитектурное освещение самых высоких объектов Москвы - Кремлевских башен, "сталинских высоток" появилось в 50-х годах прошлого века.

Первая осветительная установка (ОУ) архитектурного освещения для высотных зданий была создана для гостиницы "Украина". Это здание залито желтым светом осветительных приборов с натриевыми лампами. Последовательно проводилось освещение всех семи высотных зданий. Более интересным и величественным стало здание МГУ.

Помимо высотных зданий были освещены Шуховская и Останкинская (1968 год) телебашни, причем последняя имеет повседневный и праздничный режимы работы осветительных установок. Немаловажную роль в создании декоративно-художественного образа Останкинской башни сыграло применение источников света различного спектрального состава - от желтого до голубоватого, разработка специального светового прибора на основе зенитного прожектора.

Абзац утратил силу - постановление Правительства Москвы от 17 мая 2016 года N 251-ПП. - См. предыдущую редакцию.

Абзац утратил силу - постановление Правительства Москвы от 17 мая 2016 года N 251-ПП. - См. предыдущую редакцию.

Абзац утратил силу - постановление Правительства Москвы от 17 мая 2016 года N 251-ПП. - См. предыдущую редакцию.

Абзац утратил силу - постановление Правительства Москвы от 17 мая 2016 года N 251-ПП. - См. предыдущую редакцию.

Тенденции формирования светового облика исторических территорий и объектов.

В Москве формирование светоцветовой среды как важной художественно- градостроительной задачи было впервые определено в 1994 году в генеральной схеме светоцветового оформления центральной части города и вылетных магистралей.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2016 года N 251-ПП. - См. предыдущую редакцию)

На территории исторического центра города определилась тенденция формирования световых ансамблей, доминант и акцентов объектов исторического наследия: Кремль, Собор Василия Блаженного, Новодевичий, Спасо-Андронников, Симонов и другие монастыри, комплекс храмов Замоскворечья, старинные здания Московского университета, воссозданные здания Манежа и Храма Христа Спасителя, церкви Троицы на Воробьевых горах, Богоявления в Елохове, памятник архитектуры в Третьяковском проезде, Католический собор на Большой Никитской ул., Белорусский, Ярославский, Казанский и другие вокзалы, многие другие объекты.

В архитектурном освещении объектов в исторической части Москвы используется, в основном, белый заливающий свет. При этом в утилитарном наружном освещении используется желтый свет натриевых ламп.

Следует отметить, что в ряде зарубежных столиц наметилась тенденция к преобладанию белого цвета света в освещении их центральных частей. Законодательно закреплено применение белого цвета света при освещении исторического центра Парижа.

В Москве в последние годы больше внимания стало уделяться вопросу гармоничного применения всех средств освещения, включая световую рекламу, на центральных площадях и улицах.

Опыт формирования светового силуэта города.

В последние годы на базе новых высотных комплексов в Москве сформировалось более 30 выразительных световых композиций.

Выразительность световых образов объектов общественного назначения обеспечивается сочетанием приемов светоцветового внутреннего и наружного архитектурного освещения, подчеркивающими их архитектурно-планировочную структуру и дизайн. Например, офисное здание на наб.Тараса Шевченко у моста "Багратион".

В новых жилых высотных домах средствами цветного освещения стали чаще выделяться завершающие (венчающие) части зданий, широкие простенки, пояса и другие архитектурные элементы зданий: жилые комплексы и дома: "Воробьевы горы", на Давыдковской ул., на Можайском шоссе, в Карамышевском пр., на проспекте 60-летия Октября, ул.Трофимова и др.

За рубежом при проектировании и реализации высотных комплексов общественно-делового и развлекательного назначения, а также различных высотных сооружений, успешно применяются светоцветовые композиции с меняющимся (динамичным) рисунком, яркостью и цветовой гаммой.

Подобный опыт накапливается и в Москве (комплекс "Воробьевы горы", гостиница "Белград" и др.). Получила распространение практика временного декоративного освещения строящихся комплексов, включая подсветку стрел подъемных кранов. Такие решения успешно применены при строительстве ММДЦ "Москва-Сити", 2-й очереди Российского культурного центра "Красные холмы", комплекса "Хорошевская горка", 2-й и 3-й очередей комплекса "Алые паруса", а также объектов фирмы "Кроет", которая до сдачи объекта в эксплуатацию применяет внутреннее цветное освещение.