На современном этапе динамичного социально-экономического развития Москвы эстетика городской среды претерпевает заметные качественные изменения благодаря масштабам строительства, реконструкции и благоустройства, что делает актуальной проблему улучшения и развития светоцветовых образов вечернего будничного и праздничного города.
В этой проблеме выделяются следующие приоритетные направления:
- совершенствование световой среды исторического ядра города;
- развитие световой среды срединной и периферийной зон города;
- совершенствование и развитие праздничного светового оформления города.
Общими задачами совершенствования световой среды исторического ядра, развития световой среды срединной и периферийной зон города определяются:
- формирование гармоничной светоцветовой среды в различных историко-градостроительных ситуациях;
- формирование ценных световых видов и панорам;
- формирование светового силуэта;
- формирование наземных свето-информационных коммуникаций;
- развитие цветных акцентов и композиций.
Формирование гармоничной светоцветовой среды на основе общего принципа взаимоувязанного применения средств и приемов освещения обеспечивается:
- использованием в общественных пространствах и рекреационных зонах города общегородского значения белого цвета света в утилитарном, архитектурном и, как правило, ландшафтном освещении, наиболее точно передающего колористику зданий и ландшафта, улучшающего комфорт и безопасность световой среды;
- подчеркиванием преобладанием белого цвета света и его тональностями иерархии объектов различной историко-градостроительной и общественной значимости;
- упорядочением размещения световых рекламных и информационных конструкций определенных типов и размеров, их гармоничным сочетанием с архитектурой зданий, другими средствами освещения, способствующими зрительному восприятию видов и панорам;
- включением объектов особой исторической, архитектурной, общественной и композиционной значимости в светоцветовые пространства в качестве акцентов или доминант, формируемых средствами и приемами архитектурного освещения и избирательным применением световой информации и рекламы;
- использованием стилей осветительных установок, световых рекламно-информационных конструкций, других совмещенных со световой рекламой некапитальных сооружений, не диссонирующих с архитектурой застройки и ландшафтом.
Формирование ценных световых видов и панорам заключается в формировании в зонах исторического наследия и зонах особого назначения по определенному замыслу архитектурно-художественных, исторических и современных архитектурных, планировочных и ландшафтных компонентов городской среды, наблюдаемых с определенных точек обзора.
Формирование светового силуэта предусматривает:
- архитектурное освещение неосвещенных и корректировку ряда освещенных исторических силуэтообразующих и современных высотных комплексов зданий и сооружений;
- акцентирование верхних (венчающих) частей зданий, занимающих важное место в композиции города, приемами архитектурного освещения и световой рекламы;
- акцентирование приемами архитектурного освещения пешеходных и транспортных мостов.
Формирование наземных свето-информационных коммуникаций достигается широким применением функционально нагруженных в пешеходных зонах систем встроенных светильников в покрытия, лестницы, парапеты и другие элементы благоустройства для повышения комфорта и безопасности.
Развитие цветных акцентов и композиций осуществляется с целью внесения элементов красочности и динамичности в городскую среду в период короткого светового дня и продолжительной непогоды и предполагает:
- применение цветных световых и освещаемых рекламных конструкций, логотипов, товарных знаков, историко-культурных символов на крышах, фасадах, отдельно стоящих;
- формирование цветных композиций, образуемых светящимися витринами (витражами), вывесками, рекламно-информационными конструкциями в соответствующих функциональных пространствах;
- использование цветной художественно-декоративной подсветки элементов рельефа, озеленения, водоемов, фонтанов, малых архитектурных форм, остановочных павильонов, киосков, туалетных и таксофонных кабин.
Решение общих задач формирования световой среды в историческом ядре города имеет свои особенности.