Предметом законодательного регулирования законопроекта являются отношения, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации реализация государственного и муниципального имущества, в том числе имущественных прав, признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, а также по оформлению счетов-фактур по данным операциям в общем порядке возлагается на юридическое лицо, осуществляющее реализацию имущества.
Однако этот порядок не учитывает особенностей реализации государственной и муниципальной собственности.
Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации (то есть юридические лица, обладающие самостоятельным балансом или сметой) и индивидуальные предприниматели.
Как показывает существующая практика, при заключении инвестиционных контрактов (договоров) в большинстве случаев одной из сторон является высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который обладает правами юридического лица, необходимыми для осуществления своих полномочий, но не может рассматриваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, поскольку средства, поступающие в бюджет по указанным контрактам (договорам), являются не доходом от предпринимательской деятельности, а неналоговым доходом бюджета.
Таким образом, в условиях действующего налогового законодательства создается следующая ситуация: при наличии объекта налогообложения отсутствует плательщик налога. В связи с этим, с точки зрения соблюдения требований Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации, наиболее оптимальным вариантом урегулирования данного вопроса является внесение соответствующих изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, возлагающих обязанности по уплате налога на добавленную стоимость на налогового агента - покупателя государственного имущества.
Внесение таких изменений позволит решить неурегулированные вопросы по уплате налога на добавленную стоимость, возникающие не только при реализации инвестиционных контрактов (договоров), но и при продаже городской собственности через специализированные государственные унитарные предприятия.
Редактор проекта:
руководитель Департамента
экономической политики и
развития города Москвы
М.Е.Оглоблина