Основные направления реализации Программы формулируются на основе государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников и являются ее составной частью. Эти направления воплощаются в жизнь посредством комплекса механизмов, важнейшими из которых являются следующие.
1. Организационное обеспечение: усиление роли Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом; активизация деятельности экспертного совета соотечественников при Межведомственной комиссии, совершенствование работы МДС, других структур и организаций города Москвы, занимающихся проблемами соотечественников.
2. Правовая защита соотечественников, включающая мониторинг соблюдения их прав и законных интересов; учет положения российских соотечественников при осуществлении экономического и культурного сотрудничества Правительства Москвы со странами их проживания; поддержка инициатив общественных организаций Москвы по защите прав и законных интересов зарубежных соотечественников; сотрудничество с международными правозащитными организациями, включая защиту прав соотечественников в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.
3. Работа с общественными объединениями и организациями российской диаспоры; создание и ведение базы данных об общественных структурах соотечественников за рубежом; оказание поддержки общественным организациям в осуществлении ими культурных, образовательных, информационных и экономических программ и проектов, методическая помощь в организации общественной деятельности соотечественников; проведение семинаров, лекций, курсов по подготовке лидеров объединений российской диаспоры; установление и развитие всесторонних связей Правительства Москвы с организациями и объединениями зарубежных соотечественников (проведение "круглых столов", Совета директоров школ с русским языком обучения, онлайновых конференций с использованием сети Интернет и др.).
4. Развитие экономического сотрудничества с российской диаспорой, включающего установление связей хозяйствующих субъектов с деловыми кругами русского зарубежья, стимулирование развития внутридиаспорального капитала. Организация специальных деловых программ установления взаимовыгодных связей между соотечественниками и московскими предпринимателями с использованием технологий бизнес-встреч и презентационного маркетинга. Подбор по запросам организаций соотечественников поставщиков конкурентоспособных и экспортно-ориентированных товаров в среде московских предприятий. Публикация предложений делового сотрудничества между предпринимателями Москвы и соотечественниками за рубежом на интернет-порталах "Деловые предложения" (www.businessoffers.ru) и "Деловые мероприятия (www.businesscom.ru) Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы.
5. Развитие информационного сотрудничества с российской диаспорой и странами ее проживания. Информационное обеспечение деятельности Правительства Москвы по поддержке зарубежных соотечественников, поддержка русскоязычных СМИ. Создание информационно-электронных систем и специальных Интернет-сайтов для связей с организациями и объединениями российских соотечественников, проживающих за рубежом.
6. Аналитическое и экспертное обеспечение Программы, включающее финансирование совместных научно-исследовательских работ ученых Москвы и зарубежных соотечественников по актуальным проблемам российского зарубежья; проведение ежегодных встреч соотечественников для рассмотрения вопросов их экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с Москвой и другими субъектами Российской Федерации; проведение исследований по актуальным вопросам положения соотечественников в зарубежных странах; информационно-аналитическая работа по выработке рекомендаций для осуществления Программы; издание научных трудов.
Реализация Программы обеспечивается комплексом конкретных мероприятий по правовому, организационному, информационному и финансовому обеспечению, являющихся составной частью общегосударственной программы помощи соотечественникам.
Город Москва создает условия для:
- сохранения и всемерного развития русского языка в странах проживания соотечественников, прежде всего среди подрастающего поколения диаспоры, что является важнейшим факторов самоидентификации российских соотечественников;
- взаимодействия государственных органов и общественных организаций, хозяйствующих субъектов с общественными организациями и иными объединениями соотечественников за рубежом, придавая особое значение мерам по поддержке молодежных организаций соотечественников, углублению связей юношей и девушек российского зарубежья с исторической Родиной, а также профессиональных, женских и других организаций, появившихся в последнее время;
- создания в рамках МСРС объединений соотечественников по профессиональному и региональному принципу;
- содействия реализации мероприятий, направленных на осуществление прав соотечественников за рубежом в гражданской, культурной и языковой сферах;
- проведения комплексного мониторинга социально-экономического, политического и правового положения соотечественников за рубежом в интересах защиты их основных прав и свобод;
- содействия средствам массовой информации города Москвы в объективном освещении положения соотечественников за рубежом и формировании общественного мнения, обеспечения информированности жителей города Москвы о мерах, предпринимаемых городом Москвой по поддержке соотечественников за рубежом;
- оказания содействия в установленном порядке периодическим изданиям, выпускаемым организациями и объединениями соотечественников;
- взаимодействия организаций российских соотечественников с префектурами административных округов города Москвы;
- привлечения внебюджетных средств для поддержки организаций и объединений соотечественников;
- оказания содействия в установленном порядке деловым кругам соотечественников в развитии взаимовыгодного сотрудничества с предпринимателями города Москвы;
- участия организаций и объединений соотечественников в деятельности созданных в ряде государств Домов Москвы;
- подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений зарубежных стран с русским языком обучения; выделения квот для детей соотечественников из наименее социально защищенных слоев для обучения в вузах города Москвы;
- составления при содействии загранучреждений МИДа и ассоциаций учителей школ с русским языком обучения перечня общеобразовательных учреждений зарубежных стран с преподаванием на русском языке, которым город Москва будет оказывать помощь (оказание систематической помощи в издании и обеспечении научно-справочной, учебной и учебно-методической литературой, наглядными пособиями, учебным оборудованием; развитие дистанционной формы обучения и т.п.). Отдельным направлением этой деятельности является подготовка и создание адаптированных учебных пособий в электронной форме.