Недействующий

О Комплексной целевой среднесрочной программе осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы (с изменениями на 28 декабря 2011 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 27.02.2013 N 111-ПП)

2. Основные цели Программы, выраженные в конкретной
 измеряемой форме, оценка социальных, экономических
результатов реализации Программы


Основная цель Программы - оказание поддержки и помощи соотечественникам, содействие расширению возможностей российской диаспоры и ее трансформации в сообщество, основанное на единстве духовных и культурных ценностей.

Также целью данной Программы является осуществление государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, сформулированной в выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на втором Всемирном конгрессе российских соотечественников, Федеральном законе от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", Указе Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

Основными принципами достижения указанных целей являются:

1. Осуществление деятельности в рамках основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников на основе федерального законодательства.

2. Уважение основных стандартов в области прав человека, предусмотренных международными соглашениями и конвенциями, регулирующими положение национальных меньшинств, а также двусторонними договорами, подписанными Российской Федерацией со странами, в которых проживают соотечественники.

3. Содействие в обеспечении прав всех категорий соотечественников на правовую, медицинскую и социальную защиту.

4. Дифференцированный подход к развитию сотрудничества с соотечественниками в зависимости от их принадлежности к различным социальным группам и от проживания в различных странах и регионах.

5. Адресность в развитии взаимодействия с организациями и объединениями соотечественников с учетом реальных возможностей и особенностей.

6. Определение приоритетных направлений взаимодействия с организациями соотечественников и максимальная концентрация усилий и ресурсов на важнейших сферах сотрудничества.

7. Открытость для сотрудничества со всеми организациями и объединениями соотечественников во всех странах мира.

Правительство Москвы на протяжении полутора десятилетий ведущее работу по поддержке соотечественников более чем в 70 странах мира накопило уникальный опыт работы с соотечественниками за рубежом. Значительные события произошли в последнее время в сфере поддержки зарубежных российских соотечественников, прежде всего на федеральном уровне: прошел второй Всемирный конгресс российских соотечественников и принята федеральная Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы.

Итоги реализации двух Комплексных программ, начиная с 2003 года, показывают, что проведение многочисленных малобюджетных мероприятий и удовлетворение заявок (на суммы 30-80 тыс.руб.) не дает ожидаемых результатов и не способствует повышению эффективности работы с соотечественниками. Кроме того, после принятия федеральной Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы наметилась тенденция дробления и дублирования отдельных мероприятий в федеральной и московской программах.

Таким образом, мероприятия, осуществляемые в рамках Программы, можно условно разделить на две группы. Во-первых, это крупные мероприятия, вызывающие положительный общественный резонанс и дающие должный эффект. Речь идет о таких значительных мероприятиях, как Спортивный юношеский фестиваль российских соотечественников зарубежья и Международный фестиваль российских соотечественников зарубежья "Русская песня". Данные акции неизменно вызывают интерес российских соотечественников и русскоязычных СМИ по всему миру. Во-вторых, при реализации Программы должное внимание уделяется реализации и небольших проектов, направленных на удовлетворение потребностей узкого круга людей. Ценность таких мероприятий состоит в их ориентированности на решение актуальных проблем конкретного человека. Тем самым достигается максимальная адресность оказания той или иной помощи соотечественнику.

В Программе вычленяется ряд крупных приоритетных направлений, на которые будут направлены основные объемы финансирования. В первую очередь, это поддержка русского языка и образования на русском языке, поддержка русской культуры, реализация крупномасштабной издательской программы Правительства Москвы, деловое сотрудничество, усиление внимания к поддержке социально незащищенных слоев российских соотечественников, включая медицинское обслуживание и материальную помощь. Приоритетные направления определяются в значительной степени на основе предложений от органов исполнительной власти города Москвы, Правительства Москвы, активно включившихся в работу по сотрудничеству с российской диаспорой.

Все мероприятия Программы объединены в следующие блоки.

- Правовая защита соотечественников.

- Поддержка общественных организаций и объединений российской диаспоры.

- Оказание помощи соотечественникам в области медицины.

- Поддержка русского языка, культуры и образования.

- "От поддержки - к сотрудничеству".

- Информационное сотрудничество с российской диаспорой.

- Поддержка социально незащищенных слоев российских соотечественников.

- Аналитическое и экспертное обеспечение Программы.

Таким образом, сосредоточение средств на основных приоритетных направлениях позволит высвободить значительные суммы, которые было бы целесообразно перераспределить как на проведение значимых, имеющих широкое звучание акций в странах проживания соотечественников, на расширение информационного взаимодействия с нашими соотечественниками (издание справочной и аналитической литературы, электронных изданий и т.д.), так и на оказание целевой помощи конкретному соотечественнику в удовлетворении его нужд.

Помимо прочего, предложенная структура позволяет избежать дублирования федеральной программы, что уже само по себе будет способствовать повышению эффективности реализации Программы Правительства Москвы.

Для повышения эффективности сотрудничества предусматривается осуществление ряда пилотных проектов, в первую очередь в экономической сфере, разработка действенной системы оценки эффективности затрат.

В своей географической направленности работа Правительства Москвы в отношении соотечественников за рубежом, прежде всего, ориентируется на страны и регионы, в которых соотечественники составляют значительную часть населения. Вместе с тем Программой также предусматривается проведение большого количества акций и в тех странах, где количество российских соотечественников относительно невелико. Таким образом, Программа обеспечивает максимальный географический охват разрозненной русскоязычной диаспоры по всему миру.

Одновременно в соответствии с указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" целью настоящей Программы является привлечение накопленного политического, социально-экономического, духовного и культурного потенциала российских соотечественников, проживающих за рубежом, и консолидация их усилий в целях удовлетворения потребностей и развития города Москвы. Таким образом, сотрудничество Правительства Москвы с российскими соотечественниками приобретает характер взаимовыгодного двустороннего диалога и позволит привлечь соотечественников к решению насущных проблем российской столицы.