Основными задачами Департамента являются:
2.1. Обеспечение проведения Правительством Москвы единой государственной политики и политики города Москвы в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на образование и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда, с учетом региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей города Москвы.
2.2. Осуществление полномочий Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в отношении государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций независимо от организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, расположенных на территории города Москвы (за исключением образовательных учреждений и организаций, в отношении которых функции по надзору и контролю отнесены к компетенции федеральных органов исполнительной власти), в том числе:
- контроль качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях и организациях города Москвы, по всем реализуемым ими образовательным программам;
- лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций города Москвы, по всем реализуемым ими образовательным программам;
- надзор и контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства города Москвы в области образования образовательными учреждениями и организациями города Москвы;
- подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях (дефис дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 18 января 2011 года N 14-ПП).
2.3. Общее руководство отраслью и координация деятельности всех структур системы образования.
2.4. Создание условий для реализации в государственных образовательных учреждениях города Москвы преемственных и интегрированных основных и дополнительных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, основных и дополнительных профессиональных образовательных программ начального профессионального (базового и повышенного уровней), среднего профессионального (базового и повышенного уровней), высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, обеспечивающих последовательное повышение общеобразовательного и профессионального уровня обучающихся, студентов и рост конкурентоспособности выпускников на рынке труда города Москвы, поддержка различных форм образования и самообразования.
2.5. Повышение доступности и качества образовательных услуг в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
2.6. Создание условий для активизации инновационной деятельности в сфере образования города Москвы.
2.7. Разработка и утверждение на основе государственных образовательных стандартов региональных требований к содержанию образования.
2.8. Организация деятельности образовательных учреждений по воспитанию у обучающихся, воспитанников чувств патриотизма, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2.9. Поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных организаций.
2.10. Реализация единой политики в области внедрения новых педагогических и информационных технологий.
2.11. Поддержка развития негосударственного сектора в системе образования.
2.12. Реализация мероприятий по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в части, отнесенной к компетенции органов, осуществляющих управление в сфере образования.
2.13. Организация системы работы с одаренными детьми, адресной социально-педагогической поддержки детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению.
2.14. Организация системы работы с детьми, подростками с отклонениями в поведении и ограниченными возможностями здоровья.
2.15. Реализация кадровой политики в сфере образования; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации педагогических и руководящих работников; социальная поддержка работников отрасли.
2.16. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования в городе Москве.
2.17. Выработка стратегических направлений развития сферы образования города Москвы, осуществление перспективного планирования материально-технического развития отрасли, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и осуществление контроля в пределах полномочий Департамента за развитием их материальной базы.
2.18. Развитие международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества в области образования.