Недействующий

О развитии сети детских, молодежных кафе, семейных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга в городе Москве (с изменениями на 29 декабря 2009 года) (утратило силу с 18.05.2013 на основании постановления Правительства Москвы от 07.05.2013 N 285-ПП)

2.1. Обеспеченность населения города Москвы
 специализированными предприятиями питания


За последние годы произошли заметные изменения в системе организации общественного питания в городе Москве. По сравнению с началом 90-х годов сеть предприятий общественного питания удвоилась, значительно повысились показатели обеспеченности, улучшилось качество и организация обслуживания.

Однако потребности в предприятиях, ориентированных на семейный досуг, обслуживание детей и молодежи в среднем по городу удовлетворяются лишь на 7 и 63% соответственно, а в ряде округов этот показатель существенно ниже. Для пенсионеров и лиц пожилого возраста нет других альтернатив, кроме центров социального обслуживания с небольшим числом посадочных мест и практическим отсутствием дополнительных услуг.

________________

     Данные будут уточнены после разработки соответствующего нормативного документа, позволяющего четко относить то или иное предприятие питания к категории детского, молодежного или семейного досуга.


На 01.04.2008 в Москве функционировало 116 детских кафе на 9449 посадочных мест и 521 молодежное кафе на 43345 посадочных места (табл.1 приложения к Концепции), что явно недостаточно.

В то же время, не разработаны формы развития детских и молодежных кафе при домах детского творчества, центрах эстетического воспитания, которых в Москве насчитывается около ПО объектов. Ежедневно их посещают около 62 тыс. детей и подростков, которые проводят в них в среднем 2-4 часа. При этом только в 20 объектах, рассчитанных на 1238 посадочных мест, дети и подростки имеют возможность получить услуги питания.

По аналитическим данным, представленным префектурами административных округов, в городе функционирует 19 театров и кинотеатров, которые имеют детскую и молодежную направленность со зрительными залами более чем на 11 тыс. посадочных мест. В 11 объектах отсутствуют предприятия питания, а в остальных 8 функционируют предприятия питания общего типа, без соответствующего дизайнерского оформления, специализированной посуды, мебели, меню и тематических программ.

Аналогичная картина сложилась и по спортивным комплексам, клубам, ФОКам. Из 174 спортивных объектов, которые ежедневно посещают свыше 80 тыс. москвичей, 34 объекта (19,5%) не имеют предприятий питания. В оставшихся - предприятиях питания представлены в основном буфетами с количеством посадочных мест около 5 тыс.

По данным префектур административных округов в Москве насчитывается 51 парковая зона, на территории которых функционирует 45 кафе общего типа на 3880 посадочных мест (далее п.м.), из которых только 3 имеют детскую направленность и 5 - молодежную.

Для покрытия дефицита многие рестораны и кафе стали создавать отдельные детские меню, организовывать детские игровые комнаты, устраивать театрализованные представления и детские конкурсы.

Значительный неиспользуемый резерв организации детского, молодежного и семейного досуга представляют предприятия питания в колледжах, вузах и общежитиях при них. Таких предприятий насчитывается 535 с общим числом посадочных мест 46636.

Большую емкость имеют торгово-развлекательные комплексы. 183 объекта ежедневно посещают до 1 млн. человек, в них расположены около 700 предприятий питания с общим числом посадочных мест 42106.

Однако трудно оценить, в какой мере эта категория предприятий питания удовлетворяет потребности детей, молодежи и семьи в организации культурного досуга.

В летний период для организации семейного досуга и проведения различных семейных мероприятий открыты 377 кафе с общим числом посадочных мест 18135. В большинстве этих кафе предлагается детское меню, некоторые дополнительные услуги (настольные игры, конкурсы, викторины, приглашаются клоуны и т.д.).

В соответствии с Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы предусматривается открытие 83 предприятий питания детской и молодежной направленности. Это не позволит устранить дефицит в предприятиях питания, ориентированных на интересы и потребности детей и молодежи в Москве.

Решение проблемы нехватки специализированных предприятий питания сдерживается действием ряда факторов, среди которых: высокая арендная плата за помещения и земельные участки, запрет розничной продажи алкогольной продукции в предприятиях семейного отдыха, отсутствие вблизи стационарных предприятий свободных территорий, позволяющих разместить оборудованную детскую площадку и другие.

Важность и необходимость принятия постановления Правительства Москвы с целью создания комплексной системы мер по стимулированию хозяйствующих субъектов на дальнейшее развитие сети многофункциональных предприятий семейного досуга, детских и молодежных кафе, а также ликвидации их дефицита в местах проживания москвичей, определяется следующим:

1) Возросшая деловая активность в столице, все более ускоряющийся темп жизни, изменение менталитета москвичей, прежде всего молодежи, с ориентацией на западный деловой образ жизни, необходимость более экономного использования рабочего и свободного времени сформировали растущую тенденцию внедомашнего питания.

При этом быстрое увеличение доли предприятий быстрого питания в общедоступной сети общественного питания в последние годы изменило структуру предприятий питания. Образовался дефицит предприятий, ориентированных на семейный досуг, досуг детей и молодежи. При этом систематическое питание в системе "фаст-фудов", по оценке российских и зарубежных экспертов, может иметь неблагоприятные отдаленные последствия для здоровья подрастающего поколения москвичей.

2) Подростки и молодежь, не имея организованного культурного досуга, предоставление которого является, в том числе, одной из важных задач специализированных предприятий питания, подвергаются отрицательному влиянию "улицы", становятся посетителями сомнительных увеселительных заведений.

________________

     По оценке органов внутренних дел, проблемы, с которыми в настоящее время столкнулись многие подростки, заключаются в нестабильности и агрессивных тенденциях в обществе, социально-правовой незащищенности молодежи, проблемах досуговой занятости, утратой семьей функций традиционно-эффективного института социализации. Решение проблемы состоит в обеспечении несовершеннолетних полноценным досугом и занятостью интересной работой.

3) Отсутствие специализированных предприятий питания негативно сказывается и на развитии семьи и общества. Осложняется налаживание коммуникационных связей, формирующих и укрепляющих семьи, повышающих социально-экономический потенциал общества.

4) Городские системы образования (колледжи, школы, вузы), культуры (дома детского творчества, студии, клубы, музеи, выставки), рекреации и оздоровления (зоны отдыха, парки, сады, спортивно-оздоровительные комплексы) недостаточно координируются и поддерживаются в части организации в них детского, молодежного и семейного отдыха, основанного на специализированных предприятиях питания.

Все это имеет непосредственное отношение к качеству жизни значительной части населения города.

Открытие современных предприятий питания детского, молодежного и семейного досуга позволит восстановить инфраструктуру досуга и отдыха населения, питания по доступным ценам, удовлетворить потребность в услугах общественного питания всех категорий населения.