Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения соблюдения требований законодательства об электроэнергетике, требований нормативных правовых актов в сфере энергоснабжения и установления административной ответственности за их нарушение.
Правовым основанием для установления нового состава административного правонарушения является следующее.
Установленные главой 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составы административных правонарушений в сфере энергетики не позволяют привлекать к административной ответственности энергоснабжающие и энергосетевые организации за нарушение условий снабжения электрической и (или) тепловой энергией конечных потребителей.
Отношения по снабжению электрической и (или) тепловой энергией регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательством о техническом регулировании.
Статья 1.3 КоАП РФ относит к предмету ведения Российской Федерации установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку часть правовых норм, которыми стороны обязаны руководствоваться при исполнении договора энергоснабжения, являются нормами административно-правового характера, соответственно их нарушение должно рассматриваться в рамках административного законодательства, что закрепляет предлагаемый законопроект.
Статьей 215_1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения, однако уголовное законодательство не предполагает привлечения к ответственности юридического лица, а в случае некачественного и ненадежного снабжения энергией ответственной в большинстве случаев может являться сама энергоснабжающая организация.
Предусмотренная законопроектом административная ответственность за нарушение требований в сфере электро- и теплоэнергетики представляется необходимой ввиду часто возникающих сбоев в работе жизненно важных для городов объектов - отключений электроподстанций с обесточиванием жилых зданий, объектов социальной инфраструктуры. Нарушение требований параметров качества, порядка ограничения режима поставки электрической и (или) тепловой энергии могут иметь неблагоприятными последствиями риск нанесения вреда здоровью, а иногда жизни людей.
Более того, в качестве еще одного довода целесообразности введения административной ответственности за указанный в законопроекте состав административного правонарушения необходимо отметить, что в настоящее время одновременно с реформированием энергетического законодательства идет становление конкурентных отношений в этой отрасли.
В связи с отсутствием широкого выбора поставщиков электрической и тепловой энергии конечные потребители вынуждены заключать договоры энергоснабжения с существующими монополистами в сфере электро- и теплоэнергетики. В случае нарушений со стороны энергоснабжающих, электросетевых организаций условий договора энергоснабжения, большинство потребителей предпочло бы сменить контрагента по договору, но в условиях отсутствия реального выбора потребители вынуждены продлевать договоры энергоснабжения, в том числе с недобросовестными контрагентами.
Таким образом, механизм защиты потребителей через конкурентный рынок в настоящее время отсутствует, поэтому защита со стороны государства, в том числе посредством применения мер административной ответственности, закрепленных в предлагаемом законопроекте, является наиболее реальной мерой государственной защиты в сфере энергетики.
Поскольку административная ответственность устанавливается в целях предупреждения административных правонарушений, предлагаемая законопроектом статья 9.15 направлена на обеспечение качественного и надежного энергоснабжения потребителей.
Право возбуждения дел об административных правонарушениях предлагается закрепить за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), поскольку именно данный орган исполнительной власти определен в качестве органа энергетического надзора.
Редактор проекта:
руководитель Департамента
топливно-энергетического
хозяйства города Москвы
Е.В.Скляров