Недействующий

О городской целевой программе развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 05.06.2012 N 262-ПП)

8. Оценка внешних факторов и сценарии
хода реализации Программы


Следует отметить риски, которые могут создать препятствия для достижения заявленной в Программе цели.

В условиях мегаполиса образовательная система зачастую оказывается не в состоянии удовлетворить огромный социальный спрос на качественное образование. Имеет место разрыв между образовательными потребностями обучающихся и существующими возможностями предоставления им выбора образовательных учреждений и траекторий получения образования. Расширение доступа к качественному образованию упирается в такие проблемы, как отток высококвалифицированных компетентных кадров из системы образования в другие отрасли экономики с более высоким уровнем зарплаты, старение кадрового корпуса педагогов, недостаток финансовых средств. Переход на нормативное финансирование автоматически не решает все проблемы образования. Требуется переход образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность.

Социальный спрос на начальное и среднее профессиональное образование в условиях Москвы растет быстрее, чем объемы подготовки квалифицированных кадров. В настоящее время заявленные работодателями потребности в квалифицированных рабочих и специалистах удовлетворяется на 25%. Решению этого вопроса может и должно способствовать выделение в достаточных объемах материальных и финансовых ресурсов, а также создание методологии прогнозно-аналитических исследований регионального рынка труда.

Не менее важная проблема - развитие системы непрерывного образования. Существующая сеть образовательных учреждений и ее ресурсные возможности не соответствуют возрастающим потребностям социума. Необходима координация усилий традиционных образовательных систем с корпоративными образовательными институтами.

Стратегические задачи развития мегаполиса и системы образования как одной из отраслей социальной сферы требуют нового подхода.

И, наконец, опыт реализации предыдущих целевых программ развития образования показывает, что сложнейшие комплексные задачи модернизации системы образования не могут быть реализованы в рамках текущего бюджетного финансирования. Это противоречит логике программно-целевого подхода, в соответствии с которым планируемые к реализации мероприятия должны быть обеспечены целевым финансированием.

Выполнение Программы зависит, прежде всего, от своевременного и стабильного финансирования, которое будет определяться ресурсами бюджета города Москвы, а также эффективностью управления за ходом реализации Программы по качественным показателям и индикаторам.

В рамках комплексного варианта рассмотрены три сценария реализации Программы, которые похожи по составу задач и мер по их решению, но различаются по интенсивности мероприятий по ряду направлений, необходимым ресурсам и ожидаемым результатам в решении отдельных задач в зависимости от объемов финансирования:

- Сценарий 1 (финансирование Программы соответствует или превышает запланированное) предполагает системное выполнение Программы в установленные сроки и в соответствии с запланированными показателями по всем ее направлениям.

Выполнение предусмотренных Программой задач и мероприятий позволит обеспечить повышение показателей качества образования, доступность качественных образовательных услуг независимо от места жительства, вывести московское образование на новый качественный уровень в соответствии с современной моделью развития образования, максимально удовлетворить запросы потребителей и повысить инвестиционную привлекательность столичного образования.

В случае реализации данного сценария предполагается выполнение базовых индикаторов Программы на уровне не менее 100% и индикаторов по направлениям Программы на уровне не менее 100%.

- Сценарий 2 (финансирование Программы не менее 70% от запланированного) потребует полной мобилизации внутренних ресурсов образовательной системы на региональном уровне и уровне образовательных учреждений.

Выполнение Программы позволит обеспечить некоторое улучшение показателей качества образования и достижение не менее 85% базовых показателей и показателей по направлениям.

- Сценарий 3 (финансирование Программы не более 50% от запланированного) даже при полной мобилизации внутренних ресурсов системы образования города Москвы не может являться предметом рассмотрения данной Программы, так как повлечет за собой обострение проблем материально-технического обеспечения, дефицита учебного оборудования и квалифицированных конкурентоспособных педагогических кадров, доступности дошкольного образования и других.