Недействующий

О городской целевой программе развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 05.06.2012 N 262-ПП)

2*. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа, и оценка сложившейся ситуации

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Позитивные изменения, происходящие в настоящее время в России и ведущие к экономическому росту, стабильности и социальному благополучию, укреплению государственности и международного престижа России, формируют новые ценности в общественном сознании. Вместе с тем трансформация экономических отношений, эволюция общественного сознания, рост социального расслоения, полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность наиболее концентрированно представлены в столичном мегаполисе и его системе образования. В Москве дают о себе знать процессы социальной, нравственной, психологической, образовательной, политической жизни современной России, которые входят в образовательное пространство москвичей.

Масштабы социально-экономических преобразований и решаемых задач особенно ярко проявляются в Москве - экономически мощном и динамично развивающемся регионе Российской Федерации. Здесь же и наиболее зримы тенденции выхода российской школы на качественно новый уровень.

Развитие системы московского образования в 2005-2007 годах осуществлялось в соответствии с главной стратегической целью - обеспечение устойчивого развития образования в городе Москве, расширение его доступности, обеспечение качества и эффективности, создание безопасной среды для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города. В результате в Москве сложилась структура управления системой образования, обеспечивающая ее стабильное развитие на основе программно-целевого подхода.

В ходе модернизации и решения задач Приоритетного национального проекта "Образование" были достигнуты следующие результаты:

- ускорился процесс обновления содержания образования при помощи расширения тем и перечня учебных курсов, введения специальных интегративных модулей (включая метапредметы), широкого использования исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования;

- активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации и ответственности, использования информационных и компьютерных технологий в виде мультимедийных курсов, мульти- и видеотек, электронных ресурсов и образовательных порталов;

- происходит обогащение образования активными формами обучения - конференциями, слетами, учебными играми, проектами, фестивалями - для формирования ключевых компетенций и включения учащихся в процессы мыследеятельности, необходимые школе будущего;

- на региональном уровне складывается система мониторинга для управления качеством образования по результатам;

- с целью максимальной реализации запросов и ожиданий потребителей расширяются формы государственно-общественного управления (управляющие, попечительские советы, советы школ), сформированы Общественный совет по образованию, Совет родительской общественности, ученического самоуправления, городская Общественная палата по образованию;

- создано экспертное профессионально-общественное сообщество. Общественные эксперты активно участвуют в деятельности комиссий по аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров;

- проведена реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы в единый вид - колледж - в системе многоуровневого профессионального образования;

- разработана принципиально новая схема организации образовательного процесса в учреждениях высшего педагогического образования, направленная на формирование педагогических компетенций и компетентностей с учетом предстоящего перехода на уровневое высшее образование.

Развитие сетевого взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений позволило создать эффективную систему научного обеспечения столичного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя в системе высшего педагогического образования, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий, разрабатываются проблемы непрерывного гуманитарного образования.

Продолжает развиваться сеть общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем обучения.

В области организационно-методического и информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений города Москвы созданы и функционируют окружные межведомственные координационные советы по раннему выявлению и учету детей, нуждающихся в государственной защите; осуществляется модернизация системы электронного документооборота и контроля исполнения в Департаменте образования города Москвы и окружных управлениях образования. Достигнуто новое качество информатизации образовательных учреждений города: к высокоскоростной сети Интернет за счет федерального бюджета подключено 164 образовательных учреждения, из средств города - 2034 объекта образования; обеспеченность компьютерами образовательных учреждений доведена до 10 человек на 1 компьютер.

В области обеспечения качества образования подготовлены рекомендации по технологии разработки Программы развития общеобразовательного учреждения как инструмента управления качеством образования; программно-методическое обеспечение "Школ русского языка для детей-мигрантов", созданных на базе 11 образовательных учреждений; разработаны модели 6-летней начальной школы; обобщен опыт работы образовательных учреждений по созданию модели непрерывного экологического образования; в целях предупреждения возникновения проблем в обучении в 73% общеобразовательных учреждениях работают медико-психолого-педагогические консилиумы.

В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся разработан и введен "Паспорт здоровья"; создана технология столичного мониторинга физической подготовленности воспитанников и обучающихся; разработаны комплексные программы физического воспитания для образовательных учреждений, работающих в режиме полного дня, программа по формированию здорового образа жизни; проведен мониторинг "Семья и образовательное учреждение".

В области развития системы дошкольного образования наметилась тенденция снижения очередности в дошкольные учреждения; создаются и развиваются новые формы дошкольного образования (лекотеки, консультационные пункты для родителей, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, группы "Домашний детский сад"); внедрена программа "Московская семья - компетентные родители".

В области создания условий для поддержки и развития одаренных детей организован патронаж 1085 детей со стороны деятелей науки, искусства и культуры; организуются выездные летние профильные школы (лингвистическая школа, для одаренных детей с углубленным изучением иностранного языка, школа "Современная математика"), учебно-тренировочные сборы, профильные семинары, зарубежные образовательные поездки.

В области развития образовательной среды для особой категории детей открыто 114 групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями в развитии, в том числе 72 группы для детей со сложной структурой дефекта; организовано 1514 ученических мест на дому для детей-инвалидов и обучение студентов-инвалидов в Московском городском психолого-педагогическом университете; работает Клуб семейного общения для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; совместно с благотворительными организациями в 2007 году организован санаторно-оздоровительный отдых 3,5 тыс. детей.

В области кадрового обеспечения осуществляется целевая контрактная подготовка с учетом данных кадровой обеспеченности образовательных учреждений города Москвы; сложилась система работы по повышению престижа педагогического труда (праздники чествования педагогических династий, встречи с победителями конкурса, совместные мероприятия ветеранов педагогического труда и молодых специалистов); молодые специалисты образовательных учреждений обеспечиваются жилой площадью по договорам субаренды.

В области создания условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников увеличилось до 649 учреждений количество охраняемых за счет средств бюджета города Москвы. Системой автоматизированной пожарной сигнализации оборудованы все образовательные учреждения. Создан общественный совет по безопасности государственных образовательных учреждений и Центр методической поддержки работы по обеспечению безопасности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Большое значение в системе столичного образования имеет инновационная и экспериментальная деятельность, позволяющая на основе развития сети инновационных ресурсных центров создать образ новой модели образования, адекватной требованиям времени. В экспериментальной деятельности участвуют 980 общеобразовательных учреждений города Москвы (257 экспериментальных площадок, из них 1-го уровня - 234, 2-го уровня - 23).

Растет количество образовательных учреждений, ведущих экспериментальную работу в области воспитания и социализации обучающихся. Создан и пополняется электронный банк данных передового опыта в сфере воспитания на основе программ, реализуемых в образовательных учреждениях.

Общественную поддержку в ходе реализации Приоритетного национального проекта "Образование" получили те образовательные учреждения Москвы, которые выступают в качестве социокультурных комплексов, социальных партнеров по решению проблем местного сообщества и территориального развития.

Большим вкладом столицы в общероссийский пакет проектов стал московский проект "Строим Школу Будущего", инициированный Мэром Москвы Ю.М.Лужковым как региональная составляющая приоритетного национального проекта "Образование" и ответ на вопрос об инновационном развитии столичного образования. При формировании модели Школы Будущего использованы результаты инновационной деятельности 118 лучших школ - победителей приоритетного национального проекта "Образование" 2006-2007 года.

По итогам реализации Комплексного проекта модернизации образования город Москва был признан Министерством образования и науки Российской Федерации одним из регионов-лидеров с присвоением ему статуса победителя-консультанта.