В условиях проводимой в Москве административной реформы, направленной на повышение качества и доступности государственных услуг и, прежде всего, повышение их территориальной доступности для граждан и организаций, а также эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Москвы, одним из определяющих факторов достижения целей реформы является создание современной окружной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
В настоящее время в 10 префектурах административных округов и 123 управах районов города Москвы эксплуатируются более 50 информационных систем и 300 баз данных, причем эти системы и ресурсы очень неравномерно распределены по административным округам. В разработке информационных систем и баз данных принимали участие более 30 предприятий и организаций. Базы данных содержат в основном информацию по организационно-распорядительной и исполнительской деятельности территориальных органов власти, что явно недостаточно для предоставления в административном округе полноценных государственных услуг в электронной форме. В то же время первичная информация, передаваемая из административных округов в отраслевые и межведомственные информационные системы, формируется именно в округах.
Для территориального управления характерны следующие особенности: общая направленность на работу с населением, межведомственный и межотраслевой характер решаемых задач управления, единая нормативная база, определяющая деятельность территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Для решения задач информатизации территориального управления Правительством Москвы принято решение о разработке проекта "Электронный округ", как интегрированного программно-технического комплекса (ПТК) "Электронный округ" в составе типовых компонентов (ТК) с обеспечением их взаимодействия с отраслевыми и общегородскими ИСиР на базе системы электронного взаимодействия метасистемы "Электронная Москва". Типовые компоненты информационных систем делятся на компоненты систем отраслевого управления, территориального управления, и компоненты информационных систем оказания услуг населению.
Реализация типовых компонентов ПТК ЭО должна проходить по следующей схеме: каждый ТК должен пройти этап "пилотного" проекта (опытного образца), включающий разработку, внедрение и, при необходимости, доработку (далее - "пилотный" ТК). Для реализации каждого "пилотного" ТК определяется "пилотный" (опытный) административный округ, готовый и способный не только организовать и провести разработку и внедрение компонента, но и принять на себя долевое финансирование этих работ. При положительной оценке результатов реализации "пилотного" ТК данный ТК предлагается другим административным округам для адаптации и внедрения (тиражный ТК). При этом для создания типовых компонентов необходимо максимально использовать уже существующие наработки, доводя их, в случае необходимости, до состояния тиражного ТК.
Для отработки основных технических и технологических решений "пилотного" ТК в Северо-Западном административном округе установлен специализированный испытательный стенд, доступный для всех участников Проекта при проведении испытаний и тестирования опытных и тиражируемых образцов. В дальнейшем, в целях отработки взаимодействия ПТК ЭО с общегородскими и отраслевыми ИСиР, предусматривается обеспечение взаимосвязи Испытательного стенда с базовыми системами метасистемы "Электронная Москва".
В 2007 году начата разработка 12 типовых компонент (ТК) ПТК "Электронный округ", из которых 5 будут внедрены в 5 пилотных округах к концу 2007 года.
При реализации проекта "Электронный округ" предусматривается планомерная замена "унаследованных" информационных систем в случае несоответствия их характеристик требованиям реализации проекта, а также максимально возможное использование сформированных к настоящему времени территориальных информационных ресурсов в ПТК "Электронный округ", обеспечение информационного взаимодействия ТК с сохраняемыми информационными системами ТОИВ, отраслевыми системами окружного уровня и общегородскими системами, такими как СОБГ, АСУ ЕИРЦ и др.
Для оценки развития административных округов и районов как крупных муниципальных образований (КМО) и их сравнительного анализа территориальным органам исполнительной власти приходится тратить много времени и ресурсов на ручной сбор, консолидацию и анализ данных из различных информационных систем и источников информации. Это обуславливает актуальность разработки и внедрения автоматизированной системы мониторинга развития КМО, обеспечивающей информационную поддержку механизмы осуществления контроля за деятельностью муниципальных образований, что в ряде случаев играет определяющую роль в активном формировании финансово-экономической базы крупных муниципальных образований, улучшении инвестиционного климата, создании благоприятных условий для проживания и предпринимательства, обеспечении прозрачности и объективности действий органов власти.