Действующий

О дальнейшем развитии инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве (с изменениями на 3 июля 2015 года)

3.4.8. Непрерывное образование и повышение квалификации
персонала СТОА с практическим обучением студентов на
 предприятиях техсервиса


Существующая система подготовки специалистов автомобильного транспорта базируется на хорошо отработанном опыте прошлых десятилетий, вобрав в себя весь его как положительный, так и отрицательный потенциал. Ситуация усугубляется тем, что система образования в рыночных экономических условиях претерпела ряд существенных изменений и далеко не в сторону улучшения. Вопрос материального обеспечения учебных процессов ставится все жестче, т.к. требования, предъявляемые к учебному оборудованию, отдельно взятое учебное заведение в полной мере обеспечить не в состоянии в силу больших материальных затрат.

Разработчиками Концепции предлагается непрерывная система обучения специалистов автомобильного транспорта.

Под непрерывной системой понимается поэтапная, многоуровневая система подготовки, основанная на едином учебном плане, позволяющая по мере роста уровней подготовки обучать специалистов, начиная с кадров массовых профессий до инженера.

Подготовка специалистов начинается с низшего уровня до высшего учебного заведения в учебных заведениях, объединенных единой учебно-методической и лабораторной базой, которая в силу своей специфики имеет возможность постоянно пополняться и изучать современные технологии.

Характеризовать многоуровневое обучение можно таким образом:

1-й уровень

школа (9 класс), организация уроков по дисциплинам "Основы устройства автомобиля", "Правила дорожного движения", "Основы безопасности движения".

По сути, подготовка водителей-любителей, уроки проводятся факультативно, но выдается свидетельство о прослушивании данного курса, которое дает право по достижении 18 лет на получение водительского удостоверения.

2-й уровень

10-11 класс (училище) - получение рабочей специальности автослесаря, т.е. изучение основ ТО и ремонта автомобиля, технической эксплуатации автомобилей.

В 11-м классе - специализация по видам работ, факультатив с получением свидетельства ученика автослесаря с указанием специализации (можно предположить, что появятся желающие специализироваться по нескольким направлениям).

По сути, 10-11 класс (училище) могут заменить 1 и 2 курса техникума или колледжа, но основа заключается в том, что все обучение проводится на одной материальной базе, а с годами проводится углубленное изучение курсов.

3-й уровень

3-4 курс техникума (колледжа) - продолжается углубление знаний по теоретическим и практическим курсам. По окончании 3 курса - получение квалификации, соответствующей уровню мастера участка, механика. По окончании 4 курса - уровень младшего инженера-механика.

4-й уровень

3-4-5 курсы высших учебных заведений, в которых проводится углубленное изучение по дисциплинам, основы которых закладывались на первых трех уровнях.

В 4-й уровень сквозной подготовки специалистов хорошо вписывается существующая в высшей школе 2-ступенчатая подготовка.

Предполагается, что после этой подготовки выпуск специалистов высокого класса будет обеспечен полностью.

Основное достоинство многоуровневого обучения заключается в том, что в случае прерывания обучения после окончания одного из уровней молодой человек в любом случае будет иметь специальность, а для возобновления обучения он также свободно может продолжить обучение на следующем уровне. Обязательное требование в этом случае - это разработка сквозных рабочих программ для каждого уровня, что позволит исключить дублирование курсов, т.е. требуется единая программа обучения, связывающая все уровни.

Можно перечислить и еще ряд достоинств многоуровневого обучения:

- способность адаптироваться к любым изменениям;

- нет отрыва от технического прогресса;

- единая техническая база обучения (на уровне региона объединение разрозненных учебных заведений);

- единая политика обучения;

- и т.д.

Предложенный вариант изменения подготовки специалистов не является единственно возможным, но реализация подобной системы вполне вероятна и легко достижима без существенных дополнительных капитальных вложений, что в настоящее время наиболее актуально.