Характеристика проблемы, на решение которой
направлена подпрограмма, и оценка сложившейся ситуации
В современном мире наблюдается устойчивый рост численности инвалидов. Отчасти это обусловлено отсутствием адекватной компенсации негативных последствий природной и социальной среды, приводящих к росту хронических больных в каждом поколении, а также увеличением распространенности у детей генетических нарушений, врожденных аномалий и многих других заболеваний.
Принятая Правительством Москвы Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы" направлена на повышение качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития дифференцированной, экономически эффективной и доступной системы услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных граждан Москвы путем адаптации объектов социальной инфраструктуры города.
В Москве сегодня проживает 26 тысяч детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет (данные Департамента социальной защиты населения города Москвы). Из них около 70% этих детей (в соответствии с профилем заболевания ребенка и желанием родителей) обучается и воспитывается в различных образовательных учреждениях:
- 48,5% в общеобразовательных учреждениях;
- 35,8% в специализированных школах и школах-интернатах;
- 10,6% в дошкольных образовательных учреждениях;
- 5,1% в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В настоящее время система образования охватывает 74,8% детей-инвалидов школьного возраста и 36,7% детей-инвалидов дошкольного возраста, из них:
- 2248 человек с нарушением слуха;
- 1299 человек с нарушением зрения;
- 333 человека с нарушением речи;
- 2157 человек с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- 2298 человек с нарушением интеллекта;
- 8674 человека с другими нарушениями и заболеваниями.
При этом постоянно увеличивается количество воспитанников и обучающихся из числа детей, ранее считавшихся необучаемыми.
На протяжении многих лет в городе существует разветвленная дифференцированная сеть государственных образовательных учреждений - это детские сады компенсирующего (234) и комбинированного (426) видов, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты (54), начальные школы-детские сады компенсирующего вида (29), средние общеобразовательные учреждения "Школа надомного обучения" (13), средние общеобразовательные учреждения "Школа здоровья" (81), санаторно-лесные школы (4), санаторные школы-интернаты (3), центры образования (2), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (54), учреждения начального и среднего профессионального образования (45). Всего во всех типах образовательных учреждений воспитывается и обучается свыше 50 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем часть детей-инвалидов дошкольного возраста со сложным дефектом не включены в системный образовательный процесс по состоянию здоровья и получают преимущественно медицинские реабилитационные услуги.
Кроме того, в 21 доме ребенка системы здравоохранения воспитывается 450 детей-инвалидов и 7 детских домах-интернатах системы социальной защиты населения города проживает 1295 детей-инвалидов. В 21 реабилитационном отделении центров социального обслуживания созданы условия для оказания помощи детям-инвалидам и их семьям.
В Москве развита сеть учреждений, оказывающих реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. С учетом запроса населения в расширении спектра и улучшении качества реабилитационных услуг за последние три года открыты новые учреждения. В системе образования создан центр образования "Технологии обучения", использующий дистанционные образовательные технологии в процессе обучения по программам основного и дополнительного образования детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, введены в эксплуатацию два уникальных интерната для детей с заболеваниями крови и для детей с детским церебральным параличом, начала работу санаторно-лесная школа для детей-инвалидов, открыт Институт гуманитарных технологий с приоритетным обучением молодежи с инвалидностью (в структуре Московского городского психолого-педагогического университета). В системе социальной защиты населения открыт центр социальной реабилитации для детей-инвалидов "Южное Бутово" и два отделения дневного пребывания в детских домах-интернатах.
Формирование реабилитационного пространства для детей-инвалидов на современном этапе невозможно без изменения принципиальных подходов к созданию доступной среды их жизнедеятельности, специальных условий, которые позволят инвалидам вести независимый образ жизни и изменить качество их жизни.
Специфика образования и воспитания детей-инвалидов на современном этапе основана на разнонаправленных тенденциях и подходах. Одни подходы (и соответственно одни группы специалистов) ориентированы на совершенствование вертикальной и горизонтальной структур системы образования, ее дифференциации с постепенным усилением интеграции инвалидов в социальную жизнь. Именно в этой системе специального образования в настоящее время обучается и воспитывается максимальное количество детей-инвалидов.
Другие (и соответственно другие группы специалистов) нацелены на стремительный переход к прямой интеграции, развитию, главным образом, разных видов интегрированного образования.
Третьи - на разработку стратегии эволюционного перехода к этапу интегрированного образования, в рамках которого осуществляется кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования, а также ориентация специального образования главным образом на подготовку ребенка-инвалида к будущей взрослой жизни в обществе.
Третий путь представляется наиболее предпочтительным, исходя из приоритета максимального охвата инвалидов образовательными услугами, однако при этом необходимо создавать специальные образовательные условия, соответствующие нормам безбарьерной среды в образовательных учреждениях всех типов и видов с учетом их территориальной доступности.
В рамках этого подхода актуальным становится развитие системы ранней помощи для оказания психолого-педагогической и социальной поддержки семье, имеющей ребенка в возрасте от двух месяцев до пяти лет с нарушениями развития (риском нарушения), подбора адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекции отклонений в его развитии.
Для формирования эффективных механизмов социальной, психолого-педагогической, финансово-экономической и материально-технической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации их конституционных прав и в дополнение к Комплексной целевой программе "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы" разработана подпрограмма "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве на 2008-2009 годы".