Положение русскоязычного населения в ряде стран "ближнего" зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с данными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры.
Существенно ограничены для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, сохранение этнокультурной самобытности.
За прошедшие годы в диаспоре "нового" зарубежья произошли качественные изменения. Сформировалась социально-адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с организациями города Москвы, создается не только мощный инструмент реализации российских интересов, но и появляются внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.
Российская диаспора дальнего зарубежья в целом позитивно относится к России, Москве и готова оказывать содействие становлению российской диаспоры в странах СНГ и Балтии путем передачи опыта, накопленного в процессе выживания в инонациональной среде. Эта часть "Русского мира" активно боролась за сохранение этнокультурной идентичности, русского языка и культуры, отстаивала свои гражданские права, выработала свои механизмы адаптации к новым жизненным условиям.
Осуществление Программы путем комплекса конкретных мероприятий по правовому, организационному, информационному и финансовому обеспечению, являющихся составной частью общегосударственной программы помощи соотечественникам за рубежом, позволит укрепить связи Москвы с соотечественниками за рубежом, придаст системный целенаправленный характер отношениям Москвы с российской диаспорой, обеспечит это сотрудничество конкретными механизмами и технологиями.
Реализация будет содействовать процессу дальнейшей консолидации "Русского мира", сохранению русского языка и русской культуры, привлечению экономического, творческого и духовного потенциала соотечественников за рубежом для укрепления экономического и культурного сотрудничества города Москвы с зарубежными партнерами, а также развитию деловых связей хозяйствующих субъектов города Москвы с бизнес-структурами соотечественников.
Осуществление Программы внесет значительный вклад в совершенствование деятельности Государственного учреждения города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника", негосударственных некоммерческих организаций и других организаций, участвующих в реализации Программы.
В рамках Программы город Москва создает условия для взаимодействия государственных органов и общественных организаций, хозяйствующих субъектов города с общественными организациями и иными объединениями соотечественников за рубежом, придавая особое значение мерам по поддержке молодежных организаций соотечественников, углублению связей юношей и девушек российского зарубежья с исторической Родиной.
В рамках Программы будут достигнуты существенные результаты в процессе активного вовлечения в сотрудничество с российской диаспорой Международного союза общественных объединений "Международный Совет российских соотечественников" и Международного союза общественных организаций "Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников".
Осуществление мероприятий в рамках Программы в различных странах мира позволит достичь определенных успехов в области реализации прав и свобод соотечественников в странах проживания, в том числе в странах, где наблюдается негативное отношение властей страны проживания по отношению к русскоязычной диаспоре.
Отсутствие программно-целевого метода может нанести ощутимый ущерб в целом осуществлению государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, являющейся одним из национальных приоритетов России, в реализации которой Москва занимает лидирующие позиции. Это также нанесет существенный вред международному имиджу российской столицы как центру собирания русских земель и полноправного партнера федеральных органов власти, занимающихся проблемами российских соотечественников.
Размытость полномочий в условиях отсутствия Программы с определением ответственности за результат приведет к падению авторитета Москвы и России в среде российских соотечественников за рубежом, отсутствию ясного и четкого понимания скоординированной работы органов исполнительной власти города в сфере поддержки российских соотечественников за рубежом.