Осуществляемая Департаментом здравоохранения научно-исследовательская работа носит исключительно прикладной характер. Таким образом, научная поддержка медицинского обеспечения направлена на повышение доступности, эффективности и качества медицинской помощи населению Москвы на основе внедрения научно-обоснованных форм организации, усовершенствованных методов профилактики, лечения и реабилитации распространенных заболеваний.
Программа сформирована по приоритетным для городского здравоохранения направлениям на основании анализа динамики состояния здоровья населения (по данным ежегодного Доклада о состоянии здоровья населения Москвы), решений Коллегии Департамента здравоохранения и экспертных оценок главных профильных специалистов существующей в городе демографической ситуации, заболеваемости по различным нозологиям, эпидемиологической обстановки и других факторов.
Программа рассматривает вопросы совершенствования существующих и разработки новых форм управления и организации медицинского обеспечения населения Москвы, улучшения методов диагностики и терапии широкого спектра патологии у различных контингентов населения города, создания и внедрения новых ресурсосберегающих технологий и т.д.
Выполнение НИР обеспечивается подведомственными Департаменту здравоохранения научно-исследовательскими учреждениями: НИИ скорой помощи им.Н.В.Склифосовского, Центральный НИИ гастроэнтерологии, Московский НИИ медицинской экологии, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Научно-практический центр экстренной медицинской помощи, Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, Научно-практический центр интервенционной кардиоангиологии, Московский научно-практический центр борьбы с туберкулезом, Научно-практический центр медицинской радиологии, Московский научно-практический центр наркологии, Московский научно-практический центр спортивной медицины, Московский научно-практический центр оториноларингологии и Центр медицинской инспекции. Их потенциал составляет 737 научных сотрудников, в том числе 1 академик РАМН, 3 член-корр. РАМН, 73 профессора, 157 докторов и 286 кандидатов наук.
Формами внедрения результатов НИР запланировано следующее: информационно-методическая, инструктивная и распорядительная документация Департамента, аналитические справки, представляемые в Правительство Москвы, Московскую городскую Думу, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др., а также непосредственное внедрение новых форм организационных, диагностических и лечебных технологий на базах ЛПУ Департамента. Результаты научных исследований будут учтены при перспективном планировании последующих программ развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" и других целевых программ; при обсуждении и принятии решений Коллегией Департамента по основным видам специализированной медицинской помощи; при разработке и этапной коррекции Стандартов оказания различных видов медицинской помощи.
Учитывая ориентированность научных разработок на практическое здравоохранение, результаты выполнения исследований оперативно внедряются в клинику.
В течение последнего десятилетия все более широкое распространение получают разработки по совершенствованию информационного обеспечения в сфере здравоохранения.
В настоящее время в лечебно-профилактических, научно-исследовательских учреждениях и управляющих структурах городского здравоохранения эксплуатируются и разрабатываются десятки автоматизированных информационных систем (АИС). Основой технического обеспечения АИС в Московском здравоохранении является растущий парк персональных компьютеров, используемых в виде как автономных АРМ, так и в составе локальных и распределительных вычислительных сетей.
Многообразие организационных связей, иерархическая структура управления здравоохранением (учреждение - округ - город), многообразие объектов отрасли, включающих: службы по основным специализированным видам медицинской помощи (онкология, фтизиатрия, туберкулез, маммография, психиатрия и наркология, акушерство и гинекология, педиатрия, инфекционные и паразитарные заболевания, травматология и экстренная хирургия, терапия и кардиология, эндокринология, пульмонология, гематология, неврология и др.), общегородские специализированные службы (СМП, Медицина катастроф, служба крови, судмедэкспертиза, патологоанатомия), а также различные по направленности и мощности лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), взаимодействие между собой и с внешней для здравоохранения средой, объединение разнопрофильных учреждений при решении конкретных проблем (наука - лечебный процесс - организация) предопределило сложившуюся практику автоматизации в отрасли.
В информационно-техническом плане автоматизированная информационная система управления городским здравоохранением базируется на информационном поле данных, формирование которого должно осуществляться самостоятельно в своей части субъектами органов управления городским здравоохранением, медицинского страхования, лечебно-профилактическими учреждениями; доступ к данным должен обеспечиваться каждому в пределах его функциональных задач.
Система представляет собой территориально распределенный программно-аппаратный комплекс, объединенный в единую корпоративную сеть с использованием современных средств телекоммуникаций.
С учетом того, что в системе будет аккумулироваться не только медицинская, но и представительная социально-экономическая информация по городу, она может активно выступать в роли информационного обеспечения любых органов управления администрацией территорий.
Целью планируемых разработок является разработка и внедрение приоритетных для московского здравоохранения автоматизированных информационных систем общегородского уровня и локальных АСУ на основе единых информационных технологий и телекоммуникаций с целью создания единого информационного пространства городской отрасли "Здравоохранение".
Развитие информационно-коммуникационных технологий позволит оптимизировать процесс управления отраслью здравоохранения в целом и его составляющих.
Одновременно необходимо создать предпосылки для более широкого использования Общегородской интегрированной информационной (автоматизированной) системы учета с использованием пластиковых карт (ОИАС ЕРСЛ) для нужд здравоохранения города. Для этого следует предусмотреть интеграцию ОИАС ЕРСЛ в ряд медицинских информационных систем (МИС), применение в которых социальных карт москвича может дать значительный положительный эффект, в том числе:
- АИС специализированных медицинских служб Департамента здравоохранения города Москвы (регистр онкологических больных, регистр больных туберкулезом и т.п.);
- Типовые МИС лечебно-профилактических учреждений стационарного и амбулаторного типа;
- Информационные системы дистанционной записи на прием к врачу и вызова врача на дом;
- Системы учета льготного лекарственного обеспечения.
Ожидаемые результаты:
Повышение эффективности научной поддержки практического здравоохранения путем оперативного внедрения научных достижений в клиническую практику.
Внедрение автоматизированных информационных технологий с целью оптимизации процесса управления отраслью и контроля за работой конкретных медицинских служб.