Ресурсная (адресная) база Целевой программы определена Базовым адресным перечнем земельных участков для предпроектных проработок возможности размещения, проектирования и строительства в городе Москве гаражей-стоянок на период 2008-2010 годов программы (далее - Базовый адресный перечень), который включает в себя следующие основные разделы:
1. Гаражи-стоянки, входящие в состав проектов комплексной застройки микрорайонов.
Это основной ресурс программы гаражного строительства.
При формировании данного раздела Базового адресного перечня был проведен анализ всех разработанных и разрабатываемых проектов планировки комплексной застройки и реконструкции микрорайонов, реализация которых планируется в ближайшие 3 года.
Реализация данных проектов, включая объекты гаражного строительства, будет осуществляться как за счет средств инвесторов, определенных на конкурсной основе, так и за счет средств бюджета города Москвы.
Всего в данный раздел Базового адресного перечня включено более восьмисот объектов гаражного строительства общей вместимостью более 230000 тыс.машиномест.
2. Земельные участки, отведенные под строительство гаражей стоянок, в соответствии с градостроительными планами административных округов и районов города Москвы.
В данный раздел Базового перечня включены участки, находящиеся в стадии проработки, обеспеченные утвержденной градостроительной документацией, а также "переходящие" объекты, строительство которых будет завершено в 2008-2010 годах.
Реализация проектов строительства гаражей-стоянок на данных земельных участках будет осуществляться по двум основным направлениям:
- строительство гаражей-стоянок за счет средств инвесторов, определенных на конкурсной основе:
- строительство гаражей-стоянок по программе "Народный гараж".
Решение по схеме финансирования строительства данных гаражей-стоянок в установленном порядке будут принимаются Координационным советом по вопросам гаражного строительства в городе Москве.
3. Адресный перечень гаражей-стоянок для временного хранения автотранспорта.
Данный раздел Базового перечня включает в себя следующие подразделы:
- "перехватывающие" гаражи-стоянки (отдельно стоящие и в составе формируемых транспортно-пересадочных узлов);
- гаражи-стоянки для временного паркирования автотранспорта в центральной части города;
- механизированные гаражи-стоянки.
Отличительной особенностью данных объектов гаражного строительства является их использование для временного хранения автотранспорта, без оформления прав собственности на машиноместа.
Данный режим эксплуатации позволит повысить эффективность использования объектов гаражного строительства, снизить транспортную напряженность в местах скопления автотранспорта.
4. Адресный перечень земельных участков под строительство гаражей-стоянок, выявленных по результатам формирования адресных объектов гаражного строительства на территориях районов города Москвы.
С целью повышения эффективности использования территорий районов сложившейся застройки, создания системы упорядоченного хранения автотранспорта, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" разработана экспериментальная Концепция "Разработка предложений по размещению объектов гаражного строительства в районе Ясенево".
Концепцией предусмотрено 100% обеспечение жителей района местами организованного хранения автотранспорта за счет нового строительства многоэтажных гаражей, в том числе на месте существующих плоскостных автостоянок, упорядочения системы хранения автотранспорта в пределах дворовых территорий. Реализация предложенной концепции позволит в целом по району Ясенево высвободить под цели благоустройства 38 гектаров земли, ранее занятой хаотично расположенными плоскостными сооружениями.
Данная Концепция одобрена на Общественном совете при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города Москвы, принято решение провести аналогичною работу во всех районах города Москвы.
При этом данную работу целесообразно проводить на территориях районов, где не предполагается реконструкция по программам реновации и реконструкции пятиэтажного жилого фонда, так как при реализации указанных программ размещение объектов гаражного строительства будет осуществлено в составе проектов планировок в соответствии с действующими нормативами.
Проведенный анализ показал, что из 123 районов города Москвы разработку схем размещения объектов гаражного строительства необходимо провести на территориях 64 районов: Арбат, Басманный, Замоскворечье, Красносельский, Мещанский, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники, Якиманка, Восточное Дегунино, Западное Дегунино, Нагатинский затон, Дмитровский, Савеловский, Сокол, Ховрино, Хорошевский, Алтуфьевский, Бибирево, Лианозово, Отрадное, Ростокино, Свиблово, Северное Медведково, Южное Медведково, Ярославский, Капотня, Марьино, Печатники, Текстильщики, Южнопортовый, Братеево, Донской, Зябликово, Нагорный, Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное, Чертаново Южное, Чертаново Северное, Ломоносовский, Академический, Теплый Стан, Ясенево, Гагаринский, Северное Тушино, Строгино, Митино, Внуково, Крылатское, Ново-Переделкино, проспект Вернадского, Раменки, Тропарево-Никулино, Вешняки, Восточное Измайлово, Новокосино, Восточный, Матушкино-Савелки, Панфиловский, Крюково, Выхино-Жулебино, Богородское, Новогиреево.
Из них по 26 районам (выделено жирным шрифтом) работа уже ведется с завершением в I квартале 2008 года, по оставшимся 38 районам работа будет выполнена в II-III кварталах 2008 года.
Особое место при разработке схем гаражного строительства по районам города Москвы занимает вопрос реорганизации плоскостных автостоянок, которых по данным проведенной в 2003 году инвентаризации существующего гаражно-стояночного хозяйства насчитывается более 7000.
Как показала практика освоение данных участков под строительство многоэтажных гаражей-стоянок за счет средств инвесторов, определенных на конкурсной основе, без предварительного решения вопроса освобождения территорий неэффективно, так как предусмотренная в этих случаях денежная компенсация за утраченное имущество не сопоставима со стоимостью машиномест в многоэтажном гараже. Это приводит к конфликтным ситуациям при освобождении строительной площадки, которые впоследствии перерастают в судебные разбирательства.