Основываясь на данных выплаты инвалидам - москвичам денежных компенсаций по ОСАГО в городе только инвалидам - опорникам ежегодно выделяется через органы социальной защиты населения около 10 тыс. автомобилей.
Права инвалидов, пользующихся специальными транспортными средствами, установлены Законом города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы".
В соответствии со статьей 4 указанного закона на автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10% мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Требования по обеспечению удобства пользования инвалидами объектов городской инфраструктуры определены также в градостроительных нормативах:
- СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
В соответствии с указанными нормативными документами проектные решения гаражей-стоянок должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.
В гаражах-стоянках места хранения для маломобильной группы населения, расположенных выше (ниже) первого этажа, которые предназначены для пользования инвалидами на креслах-колясках, предусматриваются лифты, кабины которых должны иметь размеры, не менее: в ширину - 1,1 м; глубину - 1,5 м; ширину дверного проема - 0,85 м.
Нормативными документами также определены следующие параметры:
1. Доступность.
Ширина полосы для стоянки автотранспортного средства инвалидов не менее 3,5 м.
2. Безопасность.
Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением (по возможности).
Ограждение мест риска и устройство средств заблаговременной информации о их.
3. Информативность.
Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала.
4. Комфортность.
Создание в составе гаража-стоянки мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для инвалидов и маломобильных групп населения.