Повышение уровня безопасности эксплуатации лифтов в жилых домах; предотвращение проникновения детей и подростков в шахты лифтов, на крыши жилых домов, в технические помещения подвалов и чердаков.
Оборудование входов в жилые дома и подъездов запирающими устройствами, домофонами и камерами видеонаблюдения; организация помещений для консьержа (дежурного по подъезду), устройство оперативной связи с отделением милиции, пунктом охраны порядка.
Оформление подъездов жилых домов стендами с обращенной к детям и родителям информацией, социальной и образовательной рекламой и т.д.
Строительство во дворах жилых домов игровых и спортивных площадок, стадионов, площадок для выгула собак и обеспечение их необходимым оборудованием (2).
Установка во дворах жилых домов камер видеонаблюдения.
Развитие инфраструктуры, обеспечивающей удобство и комфортность пребывания младенцев в общественных местах (перемещение по городу с детской коляской и помещения для колясок в жилых домах и общественных местах, возможность пеленания и кормления детей в общественных местах, специальная мебель, игровые комнаты и уголки в общественных местах и т.д.) (1).
Развитие на улицах Москвы сети подземных и наземных переходов, искусственных неровностей ("лежачих полицейских"), велосипедных дорожек.
Организация на улицах Москвы скамеек и уголков отдыха, фонтанов, источников питьевой воды и общественных туалетов (2).
Реализация образовательных программ и проектов, направленных на информирование детей и подростков о правилах дорожного движения, основных требованиях личной безопасности на улице и в общественных местах, формирование навыков безопасного поведения в городе (5, 10).
Проведение мероприятий, направленных на развитие экологического образования и воспитания детей и подростков в городе Москве (5).
Поддержка детско-молодежных социальных проектов, направленных на улучшение экологии и художественного оформления города, сохранение памятников архитектуры и других исторических объектов (6, 7).
Направление 10. Ребенок в трудной жизненной ситуации (политика поддержки и адаптации).
Цель политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в городе Москве, должна состоять в создании условий для их социально-психологической реабилитации и адаптации, устранения влияния криминальной или социально неблагополучной среды, возвращения к учебе, обеспечении условий для поддержки здоровья, нормальной жизни.
Основными задачами политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, являются:
- формирование системы своевременного выявления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, принадлежащих к "группам риска";
- недопущение дискриминации и безусловное соблюдение прав всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- снижение уровня насилия в отношении детей, развитие профилактической работы с социально неблагополучными семьями и семьями "группы риска";
- безусловное соблюдение права на образование для всех ВИЧ-инфицированных детей;
- пресечение трудовой эксплуатации несовершеннолетних, вовлечения их в занятие попрошайничеством;
- развитие и апробация новых эффективных технологий социальной и психолого-педагогической работы с различными категориями детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- поддержка подразделений органов внутренних дел, специализирующихся на оперативной, следственной и профилактической работе с несовершеннолетними;
- развитие образовательных и воспитательных программ, ориентированных на различные категории детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- развитие системы повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов, работающих с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- развитие системы учреждений, разной гражданско-правовой формы, обеспечивающих все виды помощи и поддержки детям, попавшим в беду.
Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются:
- сокращение числа детей и подростков, умерших в результате насилия;
- повышение доступности для детей - жертв насилия и их семей специализированной помощи по реабилитации и преодолению последствий насилия (3);
- снижение числа выявленных несовершеннолетних наркопотребителей в процентах к общему количеству граждан указанной категории, в том числе поставленных на профилактический учет;
- снижение показателей детской и подростковой преступности в городе Москве (7);