Большое значение Правительство Москвы придает адресной поддержке и помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которых можно разбить на следующие основные группы:
- дети, проживающие в социально неблагополучных семьях и фактически лишенные необходимого попечения со стороны родителей;
- дети, родители которых находятся в стадии лишения родительских прав;
- беспризорные и безнадзорные дети;
- дети, на протяжении длительного времени без уважительных причин не посещающие образовательные учреждения;
- дети, подвергающиеся насилию и/или сексуальным домогательствам в семье;
- несовершеннолетние, подвергающиеся сексуальной эксплуатации, вовлеченные в занятия проституцией, порноиндустрию;
- ВИЧ-инфицированные дети;
- дети-сироты;
- дети, подвергающиеся трудовой эксплуатации, вовлеченные в занятия попрошайничеством;
- дети, попавшие в алкогольную и наркотическую зависимость;
- несовершеннолетние, участвующие в деятельности преступных сообществ, подростковых и молодежных банд, экстремистских группировок.
Все представители указанных категорий - жертвы невнимания, равнодушия и/или преступных посягательств взрослых. Они лишены необходимых каждому ребенку условий жизни и развития и рискуют пополнить собой ряды асоциальных, общественно опасных групп населения (или уже фактически находятся в этих рядах).
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в настоящее время находятся свыше 11,5 тыс.детей и подростков. Более 800 несовершеннолетних в возрасте от 8 до 17 лет воспитываются и обучаются в спецшколах для детей с девиантным поведением открытого и закрытого типа. В городе реализуется система профилактической работы с данными категориями детей, в том числе используются новые технологии такой деятельности: социальное волонтерство и социальная реабилитация, школьные службы примирения.
Результатом проводимой работы стало снижение в 2006 году на 22 процента количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии. Вместе с тем, на фоне общего снижения подростковой преступности отмечается рост количества преступлений несовершеннолетних, связанных с наркотиками и сильнодействующими веществами, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, а также хранением и применением огнестрельного оружия, усиливается тенденция к "омоложению" преступности несовершеннолетних. Все это ставит вопрос о необходимости расширения многообразия форм и методов профилактической работы, всесторонней поддержки детей из "групп риска", повышения эффективности данной деятельности и обеспечения ее комплексного характера.
Для того чтобы реализовать комплексную и долгосрочную политику, направленную на улучшение положения всех категорий детей и семей с детьми, превращение Москвы в город, доброжелательный к детям, необходима более тесная координация деятельности подразделений Правительства Москвы, органов местного самоуправления, общественных организаций, социально ориентированного бизнеса, направленной на решение актуальных проблем детства. Важно также согласовать основные положения реализуемых в столице федеральных и городских целевых программ, приоритетных национальных проектов, социальных инициатив общественных организаций и бизнес-сообществ.
Актуальность разработки Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы обусловлена наличием вышеизложенных проблем и направлена на их устранение.