Разработка и внедрение системы социальных стандартов обеспечения семей, воспитывающих детей-инвалидов, варьирующихся в зависимости от тяжести заболевания ребенка и его потребностей в уходе, лечебных и реабилитационных услугах, количества работающих членов семьи и среднедушевого дохода семьи.
Формирование гибкой системы московских социальных пособий и иных мер адресной материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов (3).
Выделение дополнительного ежемесячного пособия семьям, взявшим на воспитание детей-инвалидов (3).
Создание городской системы медико-социальных служб, доброжелательных к особому ребенку и его семье (2).
Закрепление за каждой семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, персонального куратора из числа сотрудников медико-социальных служб. Определение круга обязанностей и сферы ответственности кураторов.
Развитие новых стандартов и технологий социального обслуживания семей, имеющих детей-инвалидов: нестационарные формы, психологическое и педагогическое сопровождение на дому.
Разработка единых городских стандартов реабилитационной помощи детям-инвалидам. Внедрение инновационных технологий работы с детьми-инвалидами. Обеспечение реабилитационным оборудованием учреждений социального обслуживания семьи и детей, имеющих отделения по работе с детьми-инвалидами.
Создание реабилитационно-образовательных центров (центров лечебной педагогики) в количестве, покрывающем потребность в такого рода услугах. Поддержка негосударственных организаций, осуществляющих лечебно-педагогическую помощь детям-инвалидам и детям с особыми потребностями.
Обеспечение за счет средств бюджета города Москвы детей-инвалидов специализированными техническими средствами реабилитации по жизненным показаниям, финансирование закупок которых из иных источников не предусмотрено, в том числе - компьютерами (ноутбуками) со стандартным (веб-камера, принтер, сканер, графическая панель) и в случае необходимости дополнительным специализированным оборудованием (строка Брайля, специальные клавиатуры, джойстики и т.д.).
Разработка и внедрение индивидуальных нормативов финансирования затрат на образование лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в рамках инклюзивного образования (5).
Разработка и принятие Положения об организации интегрированного (инклюзивного) образования (5).
Разработка и принятие нового Положения о психолого-медико-педагогических комиссиях.
Разработка и реализация комплексного плана внедрения инклюзивного образования во всех школах Москвы, обеспечивающего право всех детей-инвалидов или с трудностями в обучении/развитии обучаться в общеобразовательных школах, оставаясь жить в своей семье, и включающего следующие направления:
- обеспечение технической доступности школ для детей с инвалидностью (оборудование пандусов, расширение дверей в туалетные комнаты и т.д.);
- увеличение материального обеспечения каждой школы, которая поставила своей целью организовать интегрированное обучение детей-инвалидов, включая необходимое оборудование и ресурсные материалы;
- организация подготовки школьных педагогов к эффективному обучению детей с особыми потребностями;
- пропаганда идей инклюзивного образования среди окружающего сообщества (5);
- проведение в школах системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащегося позитивного отношения к детям-инвалидам, установок на оказание им всесторонней помощи и поддержки (5).
Развитие городской системы дистанционного обучения детей-инвалидов, направленного на предоставление общего образования, а также поддержку профильного (углубленного) изучения школьных предметов, дополнительного и профессионального образования (5).
Формирование системы общегородских мероприятий культурного и спортивного характера, социальных акций, рассчитанных на участие детей с ограниченными возможностями здоровья (2, 6, 7).
Организация и проведение ежегодного городского фестиваля художественного и прикладного творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (6).
Расширение числа групп, в которых обеспечено обучение подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования городского подчинения (5).
Создание сети учебно-производственных мастерских для подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (5, 7).
Разработка и реализация городской программы обеспечения эффективной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья (7).
Реализация пилотных проектов межведомственного взаимодействия по социальной интеграции и реабилитации детей с проблемами в развитии.
Разработка и реализация комплексного плана приведения технической инфраструктуры города Москвы (жилых зданий, общественных мест, транспорта) в соответствие с нуждами и потребностями людей с ограниченными возможностями здоровья (9).
Проведение городской информационно-рекламной кампании "Помогите особым детям".
Направление 5. Ребенок в образовательной среде (открытая образовательная политика, направленная на развитие потенциала всех детей).
Целью открытой образовательной политики в городе Москве должно быть обеспечение равного доступа для всех юных жителей столицы к качественным образовательным услугам, отвечающим интересам ребенка, запросам семьи и требованиям глобальной экономики, построенной на знаниях, формирование индивидуальной образовательной программы и достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и каждой семьи.
Основными задачами открытой образовательной политики являются: