Действующий

О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы (с изменениями на 3 июля 2012 года)

Основные мероприятия по реализации
политики заботы о семье

Создание системы информирования вступающих в брак о мерах социальной поддержки молодых семей, возможностях улучшения жилищных условий и т.п. (1).

Повышение объема предоставляемых семье московских пособий и иных социальных льгот по мере увеличения количества детей в семье в дополнение к пособиям, определяемым на федеральном уровне (3).

Введение в дополнение к федеральным московских механизмов оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов.

Разработка и реализация системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.

Предоставление беременным женщинам до ухода в отпуск по беременности и родам возможности освоения профессий, создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда.

Развитие и популяризация очных, дистанционных и частично дистанционных программ профессионального образования (переподготовки, повышения квалификации) для родителей малолетних детей.

Предоставление возможностей для индивидуального и дистанционного обучения родителей-студентов в учреждениях профессионального образования.

Предоставление возможности получения рядом категорий родителей малолетних детей второго высшего образования на льготной (в том числе бесплатной) основе в вузах городского подчинения (3).

Развитие системы современного интеллектуального надомного и частично надомного труда, гибких форм занятости (обработка текстов и медиаинформации, перевод с иностранных языков, программирование, дизайн, обучение, call-центры и т.д.), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, для родителей малолетних детей и детей-инвалидов (3, 4).

Формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми.

Формирование городской системы социальных служб, доброжелательных к семье, в том числе:

- создание сети семейных психологических консультаций во всех административных округах города Москвы и обеспечение доступности предоставляемых ими услуг;

- создание сети центров правовой поддержки семьи во всех административных округах города Москвы и обеспечение доступности предоставляемых ими услуг;

- создание сети кризисных и реабилитационных центров для неблагополучных семей, а также женщин и детей, ставших жертвами домашнего насилия, во всех административных округах города Москвы (1, 10).

Разработка и проведение мониторинга эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Создание московского городского Семейного университета - сетевой образовательной организации, занимающейся образованием и просвещением различных категорий населения в области семейных вопросов, детско-родительских отношений и т.д. Организация просветительской работы с родителями в области правового просвещения, полового воспитания детей и формирования семейных ценностей, основ возрастной психологии и конфликтологии, здорового образа жизни.

Реализация специальных просветительских программ для определенных категорий родителей (имеющих детей с особыми потребностями, с синдромом дефицита внимания (гиперактивности), дисграфией и дислексией, часто болеющих, хронически неуспевающих и т.п.).

Разработка и реализация системы мер, направленных на увеличение продолжительности контактов детей с родителями, развитие семейного общения и повышение его воспитательного, развивающего потенциала. Расширение возможностей для семейного досуга, совместного отдыха семей.

Разработка и принятие комплекса мероприятий по профилактике ухода/разлучения детей с их семейным окружением и сокращению числа детей, живущих в интернатных учреждениях.

Увеличение числа, повышение качества, эффективности и разнообразия услуг поддержки семьи и детей, направленных на раннее выявление кризисной ситуации в семье, воссоединение и реабилитацию семей посредством оказания социальной, психологической, экономической и юридической поддержки (10).

Ускорение вывода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из роддома, больницы, дома ребенка.

Разработка комплексной программы психолого-педагогической подготовки кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители, патронатные воспитатели.

Разработка квалификационных требований и стандартов по профессии "патронатный воспитатель", системы оплаты труда патронатных воспитателей.

Разработка механизмов по участию детей в оценке воспитания/жизни в альтернативной семье и обеспечение их функционирования; обеспечение возможности подачи жалоб в конкретный адрес и оперативного реагирования на них (10).

Организация городской информационно-пропагандистской кампании "Ребенок должен жить в семье". Организация и выпуск теле- и радиопрограмм по проблемам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Направление 4. Дети-инвалиды и дети с особыми потребностями (политика адресной поддержки детей-инвалидов и их семей).

Цель политики в отношении детей-инвалидов и их семей должна заключаться в обеспечении всех необходимых условий для жизни, развития и интеграции в общество каждого ребенка-инвалида, недопущении дискриминации таких детей и их семей во всех социальных сферах (здравоохранение, образование, культура, трудовая деятельность и т.д.).

Основными задачами политики поддержки детей-инвалидов и их семей являются: