Важнейшим условием развития ребенка выступает доступ к ценностям культуры, своевременное и полноценное приобщение к культурному наследию своего города, страны, человечества. Московский мегаполис предоставляет проживающим в нем молодым людям самые широкие возможности для приобщения к культурным ценностям, активного участия в культурной жизни, творчества и самовыражения.
Правительство Москвы придает исключительное значение обеспечению широкого и равного доступа к достижениям культуры для всех юных жителей города. 90 процентов мероприятий для детей и подростков проводятся учреждениями культуры на бесплатной основе. Так, только в 2006 году в центрах культуры и досуга и клубных учреждениях города открыто 126 новых бесплатных клубных формирований различной направленности: театральные, танцевальные и вокальные студии, кружки художественных ремесел и прикладного искусства, скульптуры, живописи, графики и т.д. Число детей и подростков, вовлеченных в занятия клубных объединений, по сравнению с 2005 годом увеличилось более чем на 90 тыс. человек. В 2006 году бесплатно посетили музеи и выставочные залы города 147,3 тыс.учащихся.
Библиотечным обслуживанием в столице охвачены 820 тыс.детей и подростков. На базе детских библиотек Москвы действует более 300 кружков и клубов по интересам, в которых занимаются свыше 5,5 тыс. детей. Ежегодно детские театры Москвы посещают около 1 млн.юных зрителей.
Однако на сегодня эти возможности используются далеко не в полном объеме. Обеспокоенность специалистов и общественности вызывает сокращение участия детей в культурной жизни города. Обращают на себя внимание снижение качества и аудитории молодежных СМИ, уменьшение масштаба молодежных культурных инициатив и проектов, падение интереса детей и подростков к истории и культуре Москвы и России, чтению художественной и научно-популярной литературы, посещению музеев, выставок, театров. Очевидно, необходимо искать новые формы вовлечения подрастающего поколения в постижение культурного наследия, культуросозидательную деятельность.
Богатейший культурный потенциал Москвы должен быть гораздо более эффективно задействован в личностном развитии и становлении каждого юного жителя города. При этом важно обеспечить интерактивный характер всех культурных программ и проектов, направленных на детскую аудиторию, учет интересов и мнений самих детей, их активную роль в постижении культурного наследия и создании новых продуктов культуры.