ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 495510-4 "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием государственного контроля в сфере
частной охранной и детективной деятельности"
В Московскую городскую Думу 24 января 2008 года поступил проект федерального закона N 495510-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (далее - законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование федерального законодательства в части государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности.
Предлагаемые законопроектом изменения носят комплексный характер. Содержание указанных изменений обусловлено спецификой частной охранной и детективной деятельности.
Положительными можно назвать:
1) изменения, вносимые в Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" в части наделения дополнительными полномочиями сотрудников милиции и расширения списка лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации";
2) предложения о расширении права компетентных органов на сбор информации согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". В частности, следует отметить новацию, предлагаемую для внесения в статью 19 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", в соответствии с которой МВД России получит право выдавать оружие частным охранным предприятиям во временное пользование.
Вместе с тем нельзя не отметить противоречивость отдельных положений законопроекта.
В изменениях к статье 9 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (статья 2 законопроекта) подробно описываются обязательные требования к договору на оказание услуг, которые уже предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, а вводимый запрет на оказание частными детективами своих услуг предприятиям, в которых они являются учредителями, акционерами или иными участниками, нарушает конституционные права граждан на труд и предпринимательскую деятельность.
В новой редакции статьи 13 указанного Закона предлагается установить, что "частная охранная организация не может являться дочерним обществом (зависимым хозяйственным обществом) организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Создание представительств и филиалов частных охранных организаций не допускается". Здесь же содержится положение о том, что "учредителями и (или) участниками частной охранной организации не могут являться… физические и (или) юридические лица, осуществляющие иную деятельность, кроме охранной…".
Предложенные ограничения противоречат основам гражданского оборота в Российской Федерации, а именно:
1) пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (о равенстве участников регулируемых гражданским законодательством отношений);
2) статье 18 Гражданского кодекса Российской Федерации (о праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью и создавать юридические лица);
3) статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и статье 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (о праве юридических лиц иметь представительства и филиалы).
Следует обратить внимание, что в предлагаемой законопроектом новой редакции статьи 14 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" существенно меняется статус негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку частных детективов и работников частных охранных организаций. Они превращаются из образовательных учреждений дополнительного образования в образовательные учреждения начального профессионального образования.
С учетом предложенных замечаний Московская городская Дума поддерживает законопроект.
Редактор проекта:
депутат Московской городской Думы
И.Ю.Святенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка Московской городской Думы