С 1 января 2005 года на федеральном уровне система оплаты труда регулируется только для работников федеральных государственных учреждений. Вопросы регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений переданы субъектам Российской Федерации. Для реализации этого полномочия был принят Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы", установивший соответствующую систему оплаты труда. Закон города Москвы от 22 июня 2005 года N 27 "О внесении изменения в статью 2 Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы" установил, что с 1 января 2005 года тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы не может быть ниже 1100 рублей в месяц, а с 1 августа 2005 года - 2000 рублей в месяц.
В 2006-2007 годах продолжала проводиться политика, направленная на повышение оплаты труда работников городских бюджетных организаций. В соответствии с достигнутыми договоренностями между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) Дума дважды вносила изменения в действующее законодательство, приняв законы города Москвы от 5 апреля 2006 года N 14 "О внесении дополнения в статью 2 Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы" и от 21 июня 2006 года N 28 "О внесении изменения в статью 2 Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы". С 1 мая 2006 года была установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки в размере не ниже 2200 рублей в месяц, а с 1 сентября 2006 года - в размере не ниже 2530 рублей в месяц. В 2007 году Закон города Москвы от 28 марта 2007 года N 9 "О внесении изменения в статью 2 Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы" установил новый уровень тарифной ставки в размере 2910 рублей с 1 мая 2007 года и в размере 3640 рублей - с 1 сентября того же года.
Квотирование рабочих мест является одной из мер по обеспечению слабозащищенных граждан равными по сравнению с другими категориями населения возможностями в реализации права на труд и социальную защиту от безработицы. В Москве к квотированию рабочих мест для инвалидов и молодежи приступили еще в 1997 году. Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" был призван повысить уровень социальной защищенности двух категорий граждан - инвалидов и молодых людей в возрасте до 18 лет при реализации ими права на труд. В связи с изменениями федерального законодательства этот Закон принят в новой редакции.
Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" регулирует правовые, экономические и организационные основы для приема на работу инвалидов и отдельных категорий молодежи, в том числе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Закон предусматривает создание и сохранение, а также модернизацию специальных рабочих мест для инвалидов, создание рабочих мест для молодежи указанных категорий, создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.
Закон установил административную ответственность за невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест и размеры административных штрафов за подобные правонарушения.
Закон являлся предметом рассмотрения в суде. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года изменено решение Московского городского суда от 16 мая 2005 года: часть 3 статьи 2 Закона признана недействующей в части слов "либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы" в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, со дня вступления решения суда в законную силу.
При обсуждении Закона на официальном сайте Думы участники опроса высказали мнение, что более всего нуждаются в использовании квотирования рабочих мест дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, затем инвалиды, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые, а также несовершеннолетние.
В сфере трудовых отношений сформировалась социально-экономическая система, в которой эффективно взаимодействуют государственная власть, профсоюзы и предприниматели. Разнообразие вопросов, решаемых в рамках трехстороннего соглашения, требовало полноценной нормативной базы, регулирующей взаимодействие участников соглашения и способствующей реализации социально ориентированной экономической политики в Москве. Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" определил правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в городе в целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.
В Закон вносились изменения законами города Москвы от 19 декабря 2001 года N 72 "О внесении изменений в статью 24 Закона города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве", от 16 января 2002 года N 3 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве", от 19 мая 2004 года N 30 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве".
Изменения касались административных штрафов за нарушения в сфере социального партнерства, которые могут налагаться государственными инспекторами труда в пределах их полномочий; установления обязанности для сторон соглашений, коллективных договоров своевременно предоставлять информацию, позволяющую предотвращать конфликтные ситуации; определения и реализации минимальных социально-трудовых нормативов и т.д.
До 2001 года в столице неуклонно росла статистика несчастных случаев на производстве. Значительное число нарушений правил охраны труда происходило на предприятиях малого и среднего бизнеса. Ежегодное увеличение несчастных случаев и травматизма на производстве, несоблюдение элементарных правил техники безопасности требовали разработки новых правовых документов, регламентирующих защиту прав москвичей на безопасный труд. Закон города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве" регулирует отношения в сфере охраны труда между работодателями и работниками предприятий любых форм собственности. Он установил основные направления государственной политики в сфере охраны труда: обеспечение безопасных условий труда работников; предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. При этом безопасность жизни и здоровья людей признается приоритетной по отношению к результатам производственной деятельности.
В дальнейшем в Закон вносились изменения законами города Москвы от 26 декабря 2001 года N 74 "О внесении изменений в статьи 5, 7, 9, 11, 12, 13, 21 Закона города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве", от 11 февраля 2004 года N 6 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве", от 24 ноября 2004 года N 80 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве".