Одним из первых законов, принятых Думой в области охраны животных, был Закон города Москвы от 24 апреля 1996 года N 12 "О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и "Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве". Закон установил размеры, порядок наложения и взимания штрафов за нарушения правил охраны и содержания животных в мегаполисе. Последующие изменения федерального законодательства были учтены в Законе города Москвы от 19 сентября 2001 года N 37 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 24 апреля 1996 года N 12 "О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и "Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве". В настоящее время оба закона утратили силу.
Несмотря на значительное количество законодательных актов, регулирующих использование животного и растительного мира в Российской Федерации, по данному вопросу в законодательстве длительное время существовал ряд пробелов, ликвидировать некоторые из них был призван Закон города Москвы от 30 июня 1999 года N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы".
В Законе четко определены условия использования и мера ответственности за неправомерное использование диких животных и растений. Тем самым обеспечивается их сохранение, благоприятная экологическая и эпизоотическая обстановка в столице, а также безопасность для жизни и здоровья москвичей.
По данным Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) - международной неправительственной природоохранной организации, в 1994-1997 годах годовой незаконный оборот животных и растений, а также их частей и дериватов в столице оценивался как минимум в 1 млн.долларов США. Однако по оценкам специалистов, он гораздо больше из-за высокой степени латентности незаконной торговли. Помимо угрозы выживанию диких животных и растений, их нерегулируемое использование в городе Москве представляет большую опасность для здоровья населения, так как многие объекты, особенно животные из тропических стран, являются переносчиками опасных инфекций. Незаконное использование крупных хищников также представляет прямую опасность для населения. В принятом Законе четко определены условия использования и мера ответственности за незаконное использование диких животных и растений. Тем самым обеспечены их сохранение, благоприятная экологическая и эпизоотическая обстановка в столице, а также безопасность для жизни и здоровья москвичей.
5 сентября 2007 года Мэром Москвы в Московскую городскую Думу внесен проект закона города Москвы "Об охране диких животных в городе Москве", регулирующий отношения в области охраны диких животных и среды их обитания в городе Москве. 10 октября 2007 года проект закона был принят в первом чтении.
В нем предусмотрено возмещение вреда, причиненного диким животным и среде их обитания, которое будет производиться по утвержденным в установленном порядке методикам. При этом вводится норма, в соответствии с которой привлечение к юридической ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности возместить причиненный вред.
Определенный пробел в законодательстве Российской Федерации и города Москвы о защите зеленых насаждений, не являющихся лесами, был устранен Законом города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений". В экологическом и социальном планах данный вопрос стоит наиболее остро, поэтому в марте 1998 года более 100 тыс. москвичей выступили с инициативой проведения соответствующего референдума. При разработке и принятии данного Закона были учтены требования жителей столицы, что позволило снять социальную напряженность.
Закон установил нормы, обеспечивающие возмещение материального ущерба городу в результате уничтожения зеленых насаждений, а также механизм использования выплачиваемых средств исключительно на цели восстановления зеленых насаждений и недопущения их расходования на иные нужды. Законом также предусмотрены административные санкции за нарушение требований по защите зеленых насаждений. Впервые законодательно установлена ответственность лиц, принимающих решения об уничтожении зеленых насаждений, за противоправность деяний, приводимых к их динамичному сокращению, в том числе по решению специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений.
Необходимость приведения данного Закона в соответствие с изменившимся московским законодательством обусловила принятие Закона города Москвы от 19 декабря 2001 года N 81 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений".
Закон города Москвы от 18 января 2006 года N 5 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области охраны окружающей среды" привел в соответствие с федеральным законодательством законы города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", от 14 июля 1999 года N 33 "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям", от 12 мая 2004 года N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве", от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве". В целом указанные изменения направлены на повышение эффективности мер охраны окружающей среды в городе Москве.
В связи с фрагментарностью правового регулирования отношений в области охраны и использования городских почв на федеральном и московском уровнях был принят Закон города Москвы от 4 июля 2007 года N 31 "О городских почвах", который регулирует отношения по охране, рациональному использованию, восстановлению, улучшению городских почв, а также направлен на обеспечение выполнения городскими почвами экологических функций, в том числе произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности. Законом определены полномочия органов государственной власти города, местного самоуправления; закреплены права граждан, общественных организаций, установлена ответственность за нарушения законодательства в данной сфере.
Закон также предусматривает требование об установлении и соблюдении минимального размера участка с открытой (незапечатанной) почвой в пределах каждого района города при осуществлении строительства и иной хозяйственной деятельности. Одним из основных принципов охраны почв определена обязательность возмещения вреда, причиненного городским почвам, в том числе с помощью проведения компенсационного озеленения.