Развитие рыночных отношений вызвало необходимость формирования в столице городской системы управления внешней трудовой миграцией, предусматривающей не только процедуру оформления иностранных работников, но и административную ответственность за нарушение установленного в этой сфере порядка. Механизм привлечения иностранной рабочей силы в большинство отраслей городского хозяйства практически был отработан, но иностранцы (в основном из стран ближнего зарубежья), работавшие на рынках и в сфере услуг, не имели документов на право трудовой деятельности. Закон города Москвы от 19 сентября 2001 года N 51 "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве" обеспечил защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации, проживающих в столице, ввел механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства на рынке труда для выявления тенденций миграционных процессов и выработки рациональной миграционной политики.
Проблема миграции является одной из серьезных проблем как России в целом, так и Москвы. После окончания трудовых договоров многие иммигранты стремятся остаться в городе, переходя таким образом в разряд нелегалов, и нередко оказываются за чертой закона, так как их вовлекают в деятельность, связанную с теневой экономикой, или в криминальные структуры. Учитывая эти обстоятельства, государственные органы города Москвы предприняли ряд мер по ужесточению борьбы с нелегальной миграцией и незаконной занятостью иностранных граждан, в том числе и таких, как выдворение и депортация. В России до недавнего времени не было законодательного закрепления порядка организации специальных центров для иммигрантов-нелегалов. До введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого были исключены положения о занятии бродяжничеством и попрошайничеством, и вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иммигранты-нелегалы содержались в приемниках-распределителях, ранее предназначенных для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество. В связи с этими обстоятельствами Думой был принят Закон города Москвы от 8 декабря 2004 года N 84 "О специальных учреждениях города Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации", установивший порядок создания, деятельности и финансирования указанных специальных учреждений. При этом сохранен порядок финансирования деятельности реорганизованных специальных учреждений за счет средств городского бюджета, поскольку они по-прежнему относятся к милиции общественной безопасности.
Закон города Москвы от 15 февраля 2006 года N 9 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 8 декабря 2004 года N 84 "О специальных учреждениях города Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации" закрепил возможность содержания в специальных учреждениях иностранных граждан или лиц без гражданства вместе с их несовершеннолетними детьми на период до их выдворения по решению суда за пределы Российской Федерации.