К середине 90-х годов в стране обострилась проблема детской преступности. На начало 1997 года в России было учтено около 600 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; состояли на учете 184 тыс. неблагополучных семей, в которых проживали 348 тыс. детей. Ежегодно уходили из семей около 50 тыс. детей, из детских домов и школ-интернатов - 20 тыс. детей, совершали общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности более 90 тыс. детей. Возрастной уровень наркомании и алкоголизма снизился до 7-8 лет. Продолжала оставаться острой также проблема подростковой преступности.
Принятый Думой Закон города Москвы от 7 апреля 1999 года N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве" установил основы правового регулирования государственной системы профилактики указанных социальных проблем, определил формы участия негосударственных учреждений и организаций в принятии мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Закон не решил полностью всех проблем, однако наряду с действующими законами города Москвы о квотировании рабочих мест и об опеке и попечительстве составил единую и неразрывную систему реализации городской молодежной политики.
Реформирование системы местного самоуправления и необходимость приведения законодательства города в соответствие с федеральным законодательством обусловили принятие Закона города Москвы от 9 июля 2003 года N 48 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 7 апреля 1999 года N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве", в котором были определены статус и порядок формирования районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В связи с изменениями федерального законодательства в Закон вносились соответствующие изменения.