Формирование системы градостроительного законодательства в городе Москве началось в 1996 году и продолжается до настоящего времени. За это время были приняты важнейшие законы города Москвы.
Закон города Москвы от 9 декабря 1998 года N 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы" установил четкие, адресные, доступные контролю требования к функциональному использованию, параметрам застройки и организации ландшафта города, назначение градостроительного зонирования территории столицы, типы функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, порядок разработки и утверждения документации по градостроительному зонированию, а также порядок ее применения при осуществлении градостроительной деятельности. В течение 1998-1999 годов данный Закон прошел практическую проверку, в ходе которой были уточнены отдельные его положения. Это нашло отражение в Законе города Москвы от 1 декабря 1999 года N 41 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 9 декабря 1998 года N 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы". Позднее в связи с принятием новой редакции Устава города Москвы был принят Закон города Москвы от 12 февраля 2003 года N 5 "О внесении изменений в статьи 10, 14, 17 и 23 Закона города Москвы от 9 декабря 1998 года N 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы".
Одним из важнейших механизмов регулирования градостроительной деятельности являются государственные градостроительные нормативы и правила. Обязательность их соблюдения установлена Градостроительным кодексом Российской Федерации. Закон города Москвы от 3 октября 2001 года N 64 "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы" определил назначение и состав градостроительных нормативов и правил города Москвы, порядок их применения при осуществлении градостроительной деятельности, установил процедуры разработки, согласования, утверждения, изменения, введения в действие градостроительных нормативов и правил города Москвы, а также механизм контроля за соответствием градостроительной деятельности требованиям градостроительных нормативов и правил города Москвы.
В связи с упразднением в новой редакции Устава города Москвы территориальных единиц с особым статусом был принят Закон города Москвы от 12 февраля 2003 года N 6 "О внесении изменения в статью 3 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года N 64 "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы".
В целях урегулирования правоотношений и согласования интересов всех участников процесса градостроительного планирования развития территорий административных округов и районов города Москвы был принят Закон города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы". Закон обеспечил права граждан, их объединений и юридических лиц на информацию о градостроительных планах, на участие в их обсуждении, а также закрепил участие органов местного самоуправления в процедурах разработки, согласования, утверждения и реализации градостроительных планов. Принятие данного Закона существенно дополнило правовую систему градостроительного планирования развития города, способствовало согласованию интересов всего городского сообщества и жителей отдельных территорий.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" к предметам ведения Москвы относится градостроительное законодательство города. Исходя из этого, в столице формируется собственная правовая база градостроительства. Закон города Москвы от 3 марта 2004 года N 13 "Об основах градостроительства в городе Москве" установил основополагающие нормы для осуществления градостроительной деятельности в столице и регламентировал принципы взаимодействия всех ее субъектов (граждан, инвесторов, органов власти); закрепил систему и механизм градостроительного планирования развития территории города; установил обязательные требования к использованию и застройке земельных участков, особые правила градостроительной деятельности на территориях природного комплекса и историко-культурного назначения, а также в местах, подверженных опасным воздействиям техногенного и природного характера; установил требования по комплексному благоустройству территории Москвы; закрепил порядок согласования интересов субъектов градостроительной деятельности, принципы контроля в сфере градостроения; определил ответственность за нарушения градостроительного законодательства. Особое внимание при этом уделено пресечению самовольного строительства (вплоть до ликвидации объекта, возведенного без необходимого разрешения). В Законе уточнены вопросы обеспечения прав граждан, их объединений и юридических лиц на информацию о градостроительной деятельности и участие в подготовке решений в области градостроительства, а также определены формы общественного контроля за осуществлением градостроительной деятельности.
Большое значение для системы обеспечения градостроительной деятельности имеет создание доступного для всех ее участников информационного ресурса, содержащего градостроительные регламенты и другие сведения, необходимые для осуществления градостроительной деятельности на территории столицы. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 88 "О градостроительном кадастре города Москвы" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по созданию и ведению градостроительного кадастра города Москвы и при использовании содержащихся в нем сведений. Законом определены состав, формирование и ведение информационных ресурсов градостроительного кадастра. В отдельную статью выделен перечень информационных материалов, обязательных для включения в кадастр (вся градостроительная и проектная документация, разрешения на строительство и реконструкцию, акты разрешенного использования участков территории градостроительных объектов). Формирование информационных ресурсов уполномочен вести оператор информационной системы градостроительного кадастра - специализированная организация органа архитектуры и градостроительства города Москвы. Согласно Закону сведения градостроительного кадастра носят открытый характер и предоставляются всем заинтересованным лицам в соответствии с их письменным запросом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.