Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

1.7. Референдум. Выборы. Избирательная система


Для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организации и проведения на территории Москвы выборов и референдумов в соответствии с федеральным и городским законодательствами Законом города Москвы от 17 мая 1995 года N 6 "О Московской городской избирательной комиссии" была образована Московская городская избирательная комиссия и установлены правовые основы ее формирования и деятельности. 23 апреля 2003 года Закон изложен в новой редакции Законом города Москвы N 23 "О Московской городской избирательной комиссии".

В дальнейшем в целях совершенствования деятельности Московской городской избирательной комиссии в Закон вносились изменения.

Закон города Москвы от 14 апреля 2004 года N 25 "О внесении изменения и дополнений в Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" обязал Московскую городскую избирательную комиссию при заключении государственного контракта проводить конкурсы по размещению государственных заказов, а также установил наличие у Московской городской избирательной комиссии официальной символики.

Сроки формирования Московской городской избирательной комиссии, порядок рассмотрения поступивших в нее в период избирательной кампании или кампании референдума обращений о нарушении законодательства о выборах и референдумах были уточнены Законом города Москвы от 29 сентября 2004 года N 57 "О внесении изменений и дополнения в статьи 3, 7 и 9 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии".

Необходимость приведения положений базового Закона в соответствие с федеральным законодательством, а также вступление в силу Избирательного кодекса города Москвы обусловили принятие Закона города Москвы от 25 января 2006 года N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии". В нем было закреплено право самостоятельного участия избирательных объединений в выборах депутатов Московской городской Думы, исключены из числа участников избирательного процесса избирательные блоки, уточнены нормы, связанные с принципами формирования городской и нижестоящих избирательных комиссий, порядок назначения членов городской комиссии с правом совещательного голоса, а также юридический статус инструкций, разъяснений и других актов по вопросам единообразного применения избирательного законодательства города Москвы.

В целях приведения московского законодательства в соответствие с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Думой принят Закон города Москвы от 10 мая 2006 года N 18 "О внесении изменений в статьи 3, 5 и 12 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии". Закон уточняет сроки созыва первого заседания нового состава комиссии, вводит положение о том, что в случае невыполнения требования о назначении в установленный срок нового члена городской комиссии его назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а также положение о необходимости своевременного представления политической партией кандидатур для замещения выбывших из состава избирательной комиссии представителей этой партии. Помимо этого, из базового Закона исключается положение, связанное с размещением городского заказа.

В связи с изменениями федерального законодательства 13 июня 2007 года Московская городская Дума приняла Закон города Москвы N 17 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии", положения которого направлены на совершенствование правового регулирования статуса, полномочий, порядка формирования и деятельности Московской городской избирательной комиссии.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей", который установил дополнительные ограничения для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, в Законе появилась норма о том, что граждане Российской Федерации в случае наличия гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не могут быть членами Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса. Данное обстоятельство является основанием для немедленного прекращения полномочий члена указанной комиссии.

Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы" обусловил введение нормы, согласно которой члены Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, исполняющие полномочия на постоянной (штатной) основе, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Изменились требования к замещению должности Председателя Московской городской избирательной комиссии. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 62-ФЗ "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должен иметь высшее профессиональное образование, а не высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

Члены Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса получили полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Также были уточнены полномочия Московской городской избирательной комиссии при проведении референдума города Москвы, установлен перечень документов, представляемых при выдвижении кандидатур в состав Московской городской избирательной комиссии, и определены требования к ним.

В связи с изменившимся федеральным законодательством, регулирующим вопросы организации и проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборов в органы местного самоуправления, Закон города Москвы от 11 июня 2003 года N 36 "Избирательный кодекс города Москвы" утратил силу. Это обусловило принятие Думой Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", в соответствии с которым выборы депутатов Московской городской Думы проводятся по одномандатным избирательным округам и городскому избирательному округу. В Законе закреплено положение о самостоятельном участии политических партий в выборах депутатов Думы и органов местного самоуправления в городе Москве, а также уточнены нормы, касающиеся процедуры регистрации кандидатов и городского списка кандидатов.

Граждане обжаловали в судах отдельные положения Избирательного кодекса города Москвы, регулирующие вопросы регистрации избирателей, создания избирательных участков, проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний и другие вопросы, связанные с проведением выборов.

Определением Московского городского суда производство по делу было частично прекращено, а в остальной части решением Московского городского суда в удовлетворении заявлений было отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решение и определение Московского городского суда оставлены без изменений.

Избирательный кодекс города Москвы также был обжалован в Конституционном Суде Российской Федерации. Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 516-О, от 24 января 2006 года N 39-О, от 24 января 2006 года N 41-О и от 18 июля 2006 года N 348-О было отказано в принятии жалоб к рассмотрению.

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство, регламентирующее обеспечение гарантий избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, был принят Закон города Москвы от 15 февраля 2006 года N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы". В нем в соответствии с федеральным законодательством была установлена единая дата голосования на выборах в Московскую городскую Думу и органы местного самоуправления, введена норма о том, что в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, изъятии незаконных агитационных материалов и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4 июля 2007 года Московской городской Думой был принят Закон города Москвы N 28 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", который привел положения Кодекса в соответствие с нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Избирательный кодекс города Москвы дополнен положениями об ограничении пассивного избирательного права лиц, имеющих на день голосования на соответствующих выборах неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности; лиц, подвергнутых административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики; а также лиц, в отношении которых решением суда установлен факт совершения (но не ранее чем за четыре года до дня голосования на соответствующих выборах) деяний, определяемых законодательством Российской Федерации как экстремистская деятельность. Ограничено пассивное избирательное право граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Введение указанных ограничений потребовало существенной корректировки положений Избирательного кодекса города Москвы, устанавливающих основания аннулирования или отмены регистрации кандидата (городского списка кандидатов), исключения кандидата из городского списка кандидатов.

Установлены также ограничения при назначении в состав избирательных комиссий граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Введена норма, в соответствии с которой основанием отказа в регистрации кандидата (городского списка кандидатов) является установление судом факта подкупа избирателей кандидатом (избирательным объединением), его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

Уточнены основания для отмены судом регистрации кандидата (городского списка кандидатов) по мотивам наличия признаков экстремизма в агитационной деятельности.

Внесены изменения, касающиеся порядка проведения предвыборной агитации: запрещается критика оппонентов в рамках предоставленного для проведения предвыборной агитации эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания, четко регламентируется использование изображений кандидатов в предвыборных агитационных материалах.

Закон устанавливает ограничения на осуществление пожертвований некоммерческими организациями, получавшими в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства или иное имущество от юридических или физических лиц, которым запрещено осуществлять пожертвования в избирательные фонды. При этом указанные ограничения применяются только в том случае, если полученные некоммерческими организациями денежные средства или иное имущество не были возвращены перечислившим (передавшим) их юридическим или физическим лицам (при невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации) до дня внесения пожертвования в избирательный фонд.

Внесены изменения, в результате которых снимается "порог явки" избирателей для признания выборов состоявшимися.

В соответствии с Избирательным кодексом города Москвы 15 депутатов Московской городской Думы избираются по одномандатным избирательным округам, 20 - по городскому избирательному округу. Для утверждения схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы принят Закон города Москвы от 29 июня 2005 года N 31 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы четвертого созыва", который закрепил примерное равенство избирательных округов по числу избирателей. Избирательные округа составляют единую территорию в соответствии с территориальным устройством города Москвы, за исключением анклавных территорий, расположенных за пределами городской черты.