Право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначать двух представителей в квалификационную комиссию при адвокатской палате субъекта Российской Федерации закреплено в Законе города Москвы от 23 октября 2002 года N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы", который определил требования к представителям Думы, порядок их избрания и основания для досрочного прекращения полномочий.
Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 77 "О внесении изменения в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы" уточнил процесс формирования общего списка кандидатов на избрание представителями Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы.
В действующем Законе не было предусмотрено сотрудничество между депутатами Думы и представителями Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы после избрания последних, что лишало депутатов возможности получать информацию о работе указанных представителей, которая необходима для осуществления законотворческой деятельности. Закон города Москвы от 13 июня 2007 года N 19 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы" дополнил Закон нормой об информировании представителями Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы депутатов Московской городской Думы о работе в квалификационной комиссии.
С возникновением необходимости упорядочения деятельности нотариусов в городе Москве Думой был принят Закон города Москвы от 19 апреля 2006 года N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве", определяющий нотариат как институт гражданского общества, место нотариата в системе правозащитных и правоохранительных органов города Москвы и устанавливающий, что нотариальная деятельность не является предпринимательством. Одним из принципиальных положений Закона является усиление государственного регулирования нотариальной деятельности, контроля и надзора в сфере нотариата и, прежде всего, в определении численности нотариусов, порядка наделения их полномочиями. Кроме того, в Законе были более четко сформулированы основания лишения нотариуса полномочий, введен порядок приостановления и прекращения его деятельности, уточнены правовое положение и компетенция Московской городской нотариальной палаты.
Нормы указанного Закона, регулирующие вопросы прохождения стажировки, исполнения обязанностей нотариуса, прекращения его полномочий, а также ряд норм, регулирующих права и обязанности Московской городской нотариальной палаты, обжаловались в Московском городском суде.
Определением Московского городского суда производство по делу было частично прекращено, а решением Московского городского суда в удовлетворении остальной части заявления было отказано. Однако Верховный Суд Российской Федерации своим определением от 17 октября 2007 года частично удовлетворил указанное заявление.
Федеральным законодательством установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию адвокатской деятельности и адвокатуры. Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" направлен на реализацию прав отдельных категорий малообеспеченных граждан Российской Федерации на получение в городе Москве бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Закон регулирует процедуру оказания бесплатной юридической помощи, а также порядок получения компенсации расходов адвокату за оказание бесплатной юридической помощи.