Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

2.1. Участие жителей Москвы в охране общественного порядка


Обострение проблемы безопасности в столице, а также отсутствие законодательной базы, регламентирующей порядок участия граждан в оказании содействия правоохранительным органам, вызвали необходимость разработки и принятия Закона города Москвы от 28 марта 2001 года N 9 "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка". Законом установлены правовые основы, принципы и формы добровольного участия москвичей в содействии органам внутренних дел по охране общественного порядка, созданы правовые условия для реализации конституционных прав граждан по защите своих законных интересов, чести и достоинства от противоправных посягательств, а также для повышения активности и консолидации усилий общественности по обеспечению правопорядка.

Реорганизация системы органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, а также необходимость приведения отдельных правовых норм в соответствие с городским законодательством обусловили принятие Закона города Москвы от 17 ноября 2004 года N 72 "О внесении изменений и дополнения в Закон города Москвы от 28 марта 2001 года N 9 "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка".

В 1993 году в Москве была воссоздана городская народная дружина. В настоящее время ее численность свыше 17 тыс. москвичей. Они ежегодно осуществляют более 500 тыс. выходов на дежурство, участвуют в пресечении сотен тысяч правонарушений. Вместе с тем первоначально деятельность дружины регулировалась лишь Временным положением, утвержденным Правительством Москвы в 1994 году. Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 36 "О Московской городской народной дружине" установил правовые основы, принципы деятельности и организационную структуру народной дружины, условия приема и отчисления из ее состава, права, обязанности и ответственность дружинников, гарантии их правовой и социальной защиты, связанные с участием в охране общественного порядка.

В связи с реорганизацией системы органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве Думой был также принят Закон города Москвы от 17 ноября 2004 года N 73 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 36 "О Московской городской народной дружине".

В октябре 2006 года Закон города Москвы "О Московской городской народной дружине" обсуждался на официальном сайте Думы. Более 80% участников опроса считают, что Закон позволяет повышать эффективность народной дружины и обеспечивает гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников.

Одной из форм участия жителей столицы в решении острой социальной проблемы - защите прав граждан и охране общественного порядка - является деятельность общественных пунктов охраны порядка. Закон города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" определил правовое положение, основные задачи, порядок деятельности, структуру общественных пунктов охраны порядка, права и обязанности их членов и советов. В дальнейшем Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 68 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" в развитие положения о Московском городском совете общественных пунктов охраны порядка дополнил Закон нормами, определяющими его статус, полномочия, порядок образования и ресурсного обеспечения. Кроме того, на городской совет были возложены функции организационно-правового, методического обеспечения общественных пунктов охраны порядка, координации их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.