Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

2.5. Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Важнейшей составляющей обеспечения безопасности населения является пожарная безопасность. Ежегодно в городе Москве происходят тысячи пожаров, прямой ущерб от которых составляет миллионы рублей. С изменением в середине 90-х годов социально-экономической обстановки организационно-правовой механизм обеспечения пожарной безопасности в городе оказался неэффективным. Недофинансирование этой важнейшей составляющей общественной безопасности обусловило прогрессирующее отставание материально-технической базы противопожарной службы от темпов развития столицы.

Принятый Закон города Москвы от 18 декабря 1996 года N 34 "О пожарной безопасности" установил дополнительные источники финансирования Государственной противопожарной службы, которые позволили получить необходимые средства для обеспечения пожарной безопасности города и нормальной деятельности противопожарной службы. В Законе предусматривается усиление ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности, а также привлечение к ответственности не только физических, но и юридических лиц.

С введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потребовалось приведение в соответствие с ним норм об административной ответственности отдельных актов города Москвы. На это был направлен Закон города Москвы от 21 мая 2003 года N 31 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 18 декабря 1996 года N 34 "О пожарной безопасности". Он также уточнил некоторые положения, требовавшие доработки в связи с принятием нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.

Другой проблемой, характерной для мегаполисов, является обеспечение безопасности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" регулирует правоотношения исполнительных органов государственной власти, должностных лиц и граждан в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Законе значительное внимание уделено таким средствам государственного воздействия на обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях, как декларирование руководителями потенциально опасных объектов, их надежности (безопасности), проведение экспертизы различных видов деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлен порядок организации прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Практика применения данного Закона показала, что существует ряд проблем. В конце 90-х годов количество взрывов техногенного и бытового характера увеличилось. Были зафиксированы происшествия техногенного характера на химически опасных и пожароопасных объектах, а также при перевозке химически опасных веществ. Медлительность, неоперативность и даже халатность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приводили, как правило, к серьезным последствиям. Все это обусловило необходимость доработки действующего Закона, в результате чего был принят Закон города Москвы от 15 марта 2000 года N 7 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который позволяет поставить заслон непрофессиональным действиям руководителей предприятий и граждан, сократить предпосылки чрезвычайных ситуаций, значительно уменьшить суммы ущерба от них, а главное - спасти человеческие жизни.

В Закон в дальнейшем вносились изменения в связи с изменениями федерального и московского законодательства. Так, Закон города Москвы от 21 мая 2003 года N 29 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" привел в соответствие нормы, устанавливающие административную ответственность за невыполнение требований по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В связи с принятием Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" был разработан соответствующий проект закона города Москвы, направленный на совершенствование системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, защиту населения в условиях угрозы и возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций путем его оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях, улучшение подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

20 июня 2007 года Московская городская Дума приняла Закон города Москвы N 24 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленный на повышение оперативности и достоверности информирования населения через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения.

На развитие системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций направлен и Закон города Москвы от 24 октября 2001 года N 47 "О Комплексной целевой программе развития Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы". Реализация данной программы позволила создать систему предупреждения чрезвычайных ситуаций, повысить эффективность управления городскими силами экстренного реагирования, обеспечить комплексную подготовку специалистов и населения города к действиям в чрезвычайных ситуациях за счет использования новых информационных технологий, внедрения новых форм и методов обучения учащейся молодежи, широкого привлечения средств массовой информации.

В целях совершенствования координации работ по развитию автоматизированной Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы и автоматизированной информационно-управляющей системы "ЧС-Москва", предусмотренных указанной целевой программой, принят Закон города Москвы от 9 апреля 2003 года N 21 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 октября 2001 года N 47 "О Комплексной целевой программе развития Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы", регламентирующий реформирование системы гражданской обороны столицы и направленный на повышение эффективности управления и снижение угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в городе.