Особенности законодательного регулирования земельных отношений в городе Москве определяются разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, установленным в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Закон города Москвы от 16 июля 1997 года N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" определил общие принципы уплаты и взимания земельных платежей, виды льгот и порядок их предоставления, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления столицы в части регулирования платного пользования земельными участками, находящимися в собственности города. В целях повышения эффективности Закона и учета динамично развивающегося федерального законодательства разрабатывались и законодательно оформлялись соответствующие изменения данного нормативного правового акта.
Во исполнение указанного Закона был принят ряд постановлений Правительства Москвы, определяющих систему установления размера арендной платы за землю исходя из площади земельного участка и базовой ставки, дифференцируемой по видам деятельности арендаторов и территориально-экономическим зонам.
Некоторые положения Закона были предметом судебных разбирательств, прокурорских проверок и экспертиз Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление от 13 декабря 2001 года N 16-П о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 2 и 3) и 55 (части 1, 2 и 3) положения части второй статьи 16 данного Закона о том, что гражданам-домовладельцам, постоянно зарегистрированным в принадлежащих им на праве собственности домах, расположенных на земельных участках на территории города Москвы, предоставляется право пожизненного наследуемого владения этими участками (причем в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги размер таких участков ограничивается площадью 0,06 гектара, а за ее пределами - 0,12 гектара, сверх же указанных площадей земельные участки предоставляются в аренду).
Московский городской суд 19 декабря 2005 года вынес решение об отказе в удовлетворении заявления о признании утратившей силу части второй статьи 6 Закона. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года указанное решение отменено, производство по делу прекращено.
Для реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации и с учетом городских особенностей землепользования и застройки был принят Закон города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", который максимально учел интересы как города, так и всех собственников, землепользователей и возможных инвесторов, создал прочную правовую основу для работы с городской собственностью. В Законе были устранены несоответствия федеральному законодательству, отмеченные в представлении Прокурора города Москвы от 30 апреля 2002 года, в части установления порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Московским городским судом было рассмотрено дело об обжаловании норм данного Закона, касающихся полномочий Московской городской Думы устанавливать: ставки земельного налога и индексацию арендной платы за землю; льготы по уплате земельного налога в городе Москве и порядок их предоставления; возможность приватизации и оформления иных прав на земельный участок после формирования земельного участка, а также нормы, касающиеся установления перечня земельных участков в городе Москве, резервируемых для государственных нужд города Москвы.
В удовлетворении заявленных требований Московским городским судом было отказано; определением Верховного Суда Российской Федерации решение Московского городского суда оставлено без изменения.
В Законе города Москвы от 14 апреля 2004 года N 24 "О внесении изменения и дополнения в статьи 2 и 32 Закона города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" нашло отражение положение о необходимости резервирования для государственных нужд столицы земельных участков, предназначенных для последующего размещения предприятий промышленности, подлежащих сохранению.
Для приведения московского законодательства в соответствие с федеральным, а также с Законом города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" принят Закон города Москвы от 7 июня 2006 года N 24 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" и Закон города Москвы от 16 июля 1997 года N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве". Закон регулирует условия заключения и расторжения договора аренды земельного участка, а также регламентирует размер пени в случае нарушения арендатором сроков внесения арендной платы за землю.
С 1 декабря 1999 года на основании Закона города Москвы от 29 сентября 1999 года N 36 "Об эксперименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде" началось проведение данного эксперимента, рассчитанного на срок, не превышающий один год.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2001 года N 157-ПП "О Программе работ по проведению земельной реформы в Москве на 2001 год, формировании государственного земельного кадастра и об итогах эксперимента по продаже земельных участков в городе Зеленограде" во исполнение указанного Закона в 2000 году были проведены два открытых аукциона по продаже земельных участков. В результате из 13 выставленных на торги земельных участков было продано 3 (общей площадью 1,01 га) за 13559216 рублей при начальной цене за данные участки 12082379 рублей.
В ходе проведения эксперимента выявилась низкая активность инвесторов, одна из основных причин которой - недостаточное урегулирование вопросов купли-продажи земли в федеральном законодательстве.
В целях создания условий для повышения эффективности использования имущественных комплексов организаций науки, обеспечения сбалансированности в развитии науки, промышленности и иных отраслей городского хозяйства принят Закон города Москвы от 26 мая 2004 года N 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы". Законом определен механизм, позволяющий сохранить профиль научной и промышленной деятельности предприятий при реконструкции и строительстве объектов недвижимости на используемых земельных участках.
В целях систематизации земельных участков, относящихся к землям общего пользования, не подлежащим отчуждению из собственности города Москвы, 21 марта 2007 года был принят Закон города Москвы N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Согласно статье 21 Устава города Москвы к объектам собственности города Москвы, не подлежащим отчуждению, относятся земли общего пользования (земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы); земли особо охраняемых природных территорий; памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения; объекты оздоровительного назначения; объекты, подаренные городу Москве, построенные или созданные на собранные гражданами средства.
За последние годы федеральное законодательство, регулирующее вопросы земельных отношений, претерпело существенные изменения. Для приведения земельного законодательства города Москвы в соответствие с федеральным, в частности с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", Московской городской Думой принят Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", который признал утратившими силу законы города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" и "О землепользовании и застройке в городе Москве".