Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

5.3. Защита семьи, материнства, отцовства и детства


В целях всесторонней защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства, и с учетом местных особенностей был принят Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве".

Закон направлен на обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также на защиту личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Практика свидетельствует о высокой эффективности семейного устройства детей, нуждающихся в социальной защите. Семейные взаимоотношения дают возможность для приобретения нового социального опыта общения со сверстниками и взрослыми. Принятый Думой Закон города Москвы от 27 июня 2001 года N 33 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" направлен на совершенствование работы специализированных органов, занимающихся детьми и лицами, добровольно взявшими на себя обязанности опекунов (попечителей). В базовый Закон внесено изменение, связанное с патронатным воспитанием детей. Установлены формы и общие принципы социального патроната, порядок его организации, утверждены сроки патроната над детьми, нуждающимися в государственной защите. Определены гарантии деятельности опекунов и специальных сотрудников уполномоченных служб. Внесено изменение в название Закона - "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве".

В целях приведения Закона в соответствие с законодательством, дальнейшего развития и совершенствования организации опеки, попечительства и патроната в городе Москве был принят Закон города Москвы от 29 сентября 2004 года N 59 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве".

Внесение изменения в пункт 5 статьи 150 "Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка" Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым с 1 января 2005 года порядок и размеры ежемесячных выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание подопечных детей устанавливаются законами субъекта Российской Федерации, обусловило принятие Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)".

Закон устанавливает порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в городе Москве и предусматривает, что на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве.

На детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, распространяются нормы материального обеспечения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для детей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных учреждениях.

Управлениями социальной защиты районов города Москвы в октябре 2005 года выплачивались денежные средства на содержание 8,3 тыс. детей, находящихся под опекой (попечительством). Практика реализации Закона выявила ряд проблем, требующих дополнительного правового регулирования.

Закон города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" установил ежемесячный размер выплаты денежных средств на содержание подопечного в сумме прожиточного минимума для детей в городе Москве, определил порядок назначения и прекращения выплаты денежных средств, а также предусмотрел возможность продления и приостановления (при определенных условиях) выплаты денежных средств на содержание подопечного. В 2006 году в указанный Закон также были внесены изменения, направленные на устранение внутренних противоречий.

В целях социальной поддержки семей, имеющих несовершеннолетних детей, был принят Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", определивший условия предоставления ежемесячного пособия, порядок и сроки его назначения, а также основания для прекращения выплаты пособия на ребенка. Закон сохранил действовавший на федеральном уровне принцип адресного предоставления ежемесячного пособия семьям с детьми с учетом среднедушевого дохода. Вместе с тем в отличие от федерального законодательства, в соответствии с которым подтверждение доходов осуществляется по заявительному принципу, в принятом Законе предусмотрено документальное подтверждение доходов семьи для лиц, которые впервые обратятся за пособием после 1 января 2005 года.

Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей. Размер ежемесячного пособия на ребенка и порядок его назначения устанавливаются Правительством Москвы.

В настоящее время в Москве помимо выплаты предусмотренных федеральным законодательством государственных пособий семьям с детьми оказывается адресная социальная поддержка в виде ежемесячных и единовременных денежных выплат, натуральной помощи, льгот. Система таких мер, осуществляемых за счет средств городского бюджета, формировалась на протяжении 15 лет и продолжает совершенствоваться. На проведение адресной социальной поддержки, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, регулирование отношений по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной помощи, направлен Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".

Закон определил меры социальной поддержки семей с детьми, осуществляемые за счет бюджета города, и объединил нормы, содержащиеся в ранее принятых нормативных правовых актах города Москвы, регулирующих данные отношения. В сферу действия Закона включены различные категории семей с детьми: малообеспеченные, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, студенческие и другие семьи. Закон определил условия назначения единовременных, ежемесячных и ежегодных денежных выплат указанным семьям, основания предоставления натуральной помощи и льгот, а также учреждения социального обслуживания семей с детьми и виды социальных услуг, которые они предоставляют. Наряду с существующими мерами социальной поддержки введены новые виды денежных выплат.

Принятые Правительством Москвы в 2006 году нормативные правовые акты (распоряжение Правительства Москвы от 29 июня 2006 года N 1200-РП "О проведении эксперимента по внедрению льготной системы обслуживания беременных женщин", постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года N 928-ПП "О Комплексной программе дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год") значительно расширили виды денежных, натуральных и других форм помощи семьям с детьми. Законом города Москвы от 20 июня 2007 года N 22 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" закреплены обозначенные в этих документах меры социальной поддержки семей с детьми, которые позволят повысить престиж института семьи, улучшить положение семей с детьми, сделать шаг к сокращению числа детских приютов, помогут детям-сиротам найти свои семьи.

По сравнению с 2005 годом в 2 раза увеличено ежемесячное пособие на ребенка (с 70 до 150 руб.). На выплату пособия ежегодно направляются значительные средства из бюджета города Москвы, кроме того, за счет средств городского бюджета проводятся различные доплаты на детей одиноким и многодетным матерям, семьям, потерявшим кормильца, а также на детей первых трех лет жизни. Введен ряд дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей, матерей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с законодательством города выплачивается ежемесячное пособие на ребенка, общее число получателей к концу 2007 года достигло около 700 тысяч.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В Законе города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" определен комплекс мер, реализуемых органами государственной власти города Москвы, по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон закрепил право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на надлежащее воспитание и развитие, установил единовременную компенсационную выплату усыновителю на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в городе Москве, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; дополнительные гарантии права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, труд, льготный проезд, медицинское обслуживание и отдых, жилище и имущество; гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для выполнения задач, поставленных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года, в бюджете города Москвы на 2007 год предусмотрено направить 10 млрд. рублей на дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, материнства и детства, на стимулирование рождаемости, создание благоприятных условий развития и становления личности ребенка, работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, содержание детского приюта, городского и межрайонных центров "Дети улиц", Московского городского штаба молодежно-студенческих отрядов и ряда других досуговых учреждений, на выполнение молодежных городских программ. Это будет способствовать реализации социальной политики города и предупреждению подростковой безнадзорности, наркомании и преступности среди детей, подростков и молодежи.

2007 год в городе Москве объявлен Годом ребенка под девизом "Растем вместе с Москвой". Правительством Москвы принята Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год.

В рамках реализации мероприятий, связанных с Годом ребенка, в настоящее время в городе Москве органами исполнительной власти разработан проект закона города Москвы об основных гарантиях прав детей, который планируется внести в Думу в 2008 году.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав и интересов был принят Закон города Москвы от 3 октября 2001 года N 43 "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве".

Законом определен порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, его статус, полномочия, а также иные вопросы его деятельности. Согласно Закону к функциям Уполномоченного отнесены: рассмотрение обращений, касающихся нарушения прав ребенка, жалоб на неправомерные действия или бездействие органов власти любого уровня; оказание детям и их законным представителям бесплатной юридической помощи; направление в компетентные органы ходатайств о возбуждении административных или уголовных дел в отношении лиц, в решениях или действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод ребенка; участие в судебных процессах в целях восстановления прав ребенка. В соответствии с данным Законом Московской городской Думой было принято постановление от 6 февраля 2002 года N 34 "О назначении на должность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве". Первым официальным защитником прав детей стал Алексей Головань, длительное время занимавшийся проблемами защиты прав детей.

Изменение ряда федеральных законов и вступление в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ обусловило принятие Закона города Москвы от 13 апреля 2005 года N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". В Законе регламентирован порядок образования на разных уровнях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определены полномочия комиссий и срок, на который они образуются. В правовом акте впервые предусмотрена возможность проведения примирительных процедур между правонарушителем и его жертвой, что позволило создать условия не только для осознания подростком тяжести совершенного им проступка в отношении конкретных лиц, но и для проведения с ним эффективной профилактической работы. Данный законодательный акт явился конкретным шагом для внедрения ювенальных технологий в правоприменительную деятельность.